Новости города

16 октября 2020 В Гродно прошли диалоговые площадки

 

Буквально на прошлой неделе было анонсировано создание диалоговых площадок, где все заинтересованные будут обсуждать те изменения, которые смогут претендовать на то, чтобы стать частью конституционной реформы.

Первая из таких площадок состоялась в этот четверг в стенах Гродненского государственного университет имени Янки Купалы. В её рамках планировалось обсуждение расширения полномочий органов местного управления и самоуправления. На встрече присутствовали представители Верхней и Нижней Палат Парламента Беларуси, председатели городского и областного Совета депутатов, представители гражданского общества, юристы. Эмоции от работы диалоговой площадки порой перехлёстывали.

Но большинство участников постарались высказать свои предложения и взгляды. И хотя тема конкретной площадки была посвящена изменениям в сфере самоуправления, то и дело наболевшие вопросы заставляли участников акцентировать своё внимание на тех вопросах, которые, по их мнению, также стоит изменить.

- Пожалуйста, уважаемый Борис Фёдоров. Разместите регламент работы городского Совета депутатов на сайте. И графики приёма и отчётов, встреч с избирателями

Стоит отметить, что к депутатам разных уровней звучало немало вопросов, в том числе это касалось и их непосредственной работы, и того, какие изменения стоит внести в Избирательный Кодекс. С некоторыми заявлениями представители депутатского корпуса были согласны, с другими спорили. Разговор периодически проходил на повышенных тонах.

- Моё предложение по внесению изменений в регламент Гродненского городского Совета и областного Совета в том, чтобы обязать депутата хотя бы за неделю на официальном сайте Гродненского гор- или облисполкома размещать информацию о месте и времени отчёта. Также обязать депутатов на сайтах, а также в газете «Гродненская правда», которая является официальным органом как городского, так и областного Совета, размещать информацию об отчёте. Кратко суть. Для того чтобы граждане, которые по каким-то объективным причинам не смогли лично быть на отчёте, могли просто открыть газету либо зайти на сайт и посмотреть, как депутат исполняет свою предвыборную программу.

- Хотелось бы увидеть более «постатейно» формирование бюджета и его распределение. То есть не просто условно – половина бюджета уходит на образование, а на что конкретно?

- Однозначна позиция, что институт депутатов сельского совета себя изжил, он носит формальный характер, ни к чему не обязывающий ни избирателей, ни саму власть. Поэтому предложение – упразднить статус депутата сельского Совета, возложив эти должности, может быть, даже на институт старост.

Немало говорилось о назревшей потребности общества в децентрализации власти, причём заявления эти звучали именно от представителей гражданской общественности.

- Если мы говорим об избрании в органы власти, то, может быть, кандидаты должны быть предложены не только от власти, но тогда и чтобы граждане предлагали, политические партии предлагались своих кандидатов, со своими программами, со своим видением развития региона.

С другой стороны, звучали довольно конкретные предложения по требующимся изменениям, которые диктует время.

ПАВЕЛ КРИВЕНКОВ, ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ГРАЖДАНСКОЙ ОБЩЕСТВЕННОСТИ:

- Текущие инструменты были актуальны для старого времени, сейчас скорость времени и процессов намного увеличилась, и многие решения, которые мы сейчас собираемся и в физическом пространстве и обсуждаем, мы здесь собрались на какое-то время. И инструменты цифровые позволяют всё это делать без необходимости собираться в физическом пространстве. Без необходимости озвучивать место, локацию, то есть они позволяют децентрализованно всё это делать. Насколько бы увеличилась скорость принятия решений, если бы были эти инструменты уже внедрены. Я бы хотел, чтобы была возможность интеграции всех взаимодействий, в скорости взаимодействий. Увеличить в цифровом именно пространстве.

В этом вопросе точки соприкосновения стороны смогли найти.

БОРИС ФЁДОРОВ, ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ГРОДНЕНСКОГО ГОРОДСКОГО СОВЕТА ДЕПУТАТОВ:

- Мы общаемся между собой, с людьми, решаем свои поставленные задачи, на бумаге, в личном общении и прочее, прочее. Почему? Это не только потому, что та нам хочется, а потому что так того требуют действующие положения, документы, законодательство. Система решения вопросов быстро проходит, но всё равно – бумагу надо написать. И в этом плане я согласен нужно на уровне правительства ставить задачу о переведении общения в цифровую плоскость.

Вполне конкретными и обоснованными были предложения и по вопросам массовых мероприятий и их организаций.

- Что мешает Гродненскому исполнительному комитету на своём сайте размещать график проведения мероприятий в местах разрешённых? Чтобы мне, например, заявит какое-то мероприятие, например, в Коложском парке и чтобы я открыл и посмотрел. 9 числа там конкурс детской песни, значит, мне на эту дату даже нет смысла заявляться, потому что площадка уже занята. 10, например, конкурс рисунка, а 11 – ничего нет. И заявительный принцип – что я хочу организовать 11 числа, потому что там ничего нет. Это же не сложно, правда? Чтобы не было такого, что я пишу обращение с просьбой разрешить мне что-то, и получаю ответ: «Извините, это время и место занято». То есть я потратил своё время, я потратил время людей, которые рассматривали моё обращение, составляя ответ, высылая мне его по почте. Согласитесь – это элементарно.

Вместе с тем, немало говорили о создании фондов развития местных инициатив, что позволит более прозрачно распределять средства на реализацию тех или иных проектов, кроме того, это послужит укреплению явлению самоуправления. Работа площадки продлилась несколько часов, и, учитывая довольно полярные мнения и взгляды тех, кто в ней был задействован, достичь однозначных компромиссов сходу не получилось. Однако начало диалогу положено.

ИГОРЬ ЖУК, ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ГРОДНЕНСКОГО ОБЛАСТНОГО СОВЕТА ДЕПУТАТОВ:

- Это очень важная тема, потому что местные органы власти должны решать все насущные проблемы населения, повышать комфортные условия жизни, решать вопросы жизнеобеспечения, заниматься развитием человеческого потенциала – это одна из целей региональной политики, заниматься развитием экономики. Потому что без этого мы не достигнем тех целей, которые ставим перед собой.

Сегодня же работала и ещё одна диалоговая площадка, но уже в Гродненском государственном медицинском университете. На обсуждение были выдвинуты вопросы, касающиеся социальной сферы, а именно здравоохранения, спорта, культуры и экологии.

Одной из первых тем для обсуждения стала степень ответственности каждого отдельного гражданина за своё здоровье. 9 глава действующей конституции как раз декларирует права и обязанности в системе здравоохранения, и если первое – разобрано и описано в полной мере, то вопрос об обязанностях стоит до сих пор и очень остро. При лечении человека, всю ответственность за его жизнь и здоровье несёт именно врач, однако правильно ли это и можно ли как-то стимулировать социальную ответственность гражданина – выясняли участники диалога. Эта тема повлекла за собой ряд вопросов и уточнений.

ЕЛЕНА ЮРГЕЛЬ, НАЧАЛЬНИК ГЛАВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ЮСТИЦИИ ГРОДНЕНСКОГО ОБЛИСПОЛКОМА:

- Я всё-таки принимаю не запретительные меры или не установление прямой обязанности следить за своим здоровьем, абсолютно с вами согласна, Владимир Степанович, установить причинно-следственную связь просто будет невозможно. Потому что образ жизни это не только отношение, это показатель культурного, образовательного уровня человека.

В ходе диалога это предложение не нашло поддержки у аудитории, в первую очередь потому что на данный момент регулировать ответственность гражданина по отношению к своему здоровью возможным не представляется. Но вот одному нововведению всё же быть.

ВЛАДИМИР КАРАНИК, ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ГРОДНЕНСКОГО ОБЛАСТНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО КОМИТЕТА:

- Было предложение, к которому я всё таки хочу вернуться, но пока сейчас информационная система не позволяет. В момент выписки вместе с эпикризом на руки пациенту выдавать калькуляцию. Пусть будет в конце написано к оплате – 0, но с моей точки зрения, если человек будет смотреть эту калькуляцию, и будет понимать, что система здравоохранения у нас не бесплатная, что здравоохранение – это дорого, это, в ряде случаев, очень дорого. Просто на сегодняшний момент кто-то за тебя заплатил. И опять же это будет стимулировать следить за собой.

Одним из обсуждаемых вопросов стало также финансирование системы здравоохранения, а точнее её изменения. Ведь именно на социальную сферу, в том числе и медицину, идёт 71% распределяемого бюджета. Резонно ли это и может быть нужно что-то изменить?

ЕЛЕНА КРОТКОВА, РЕКТОР ГРОДНЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА:

- А вот вопрос рационального расходования. Мы вот говорим про эффективное использование финансовых средств. У Павла Станиславовича прозвучало, что в основном-то это защищённые статьи финансирования, идёт защищённых статей. А как мы можем говорить, как мы можем сократить расходы, если 75% зачастую в здравоохранении – это защищённые статьи?

Понятно одно: расходы на здравоохранения растут и будут расти, но вот задача стоит в том, чтобы повысить эффективность этих вложений и полностью оправдать. Пока обсуждения продолжаются.

По материалам «Гродно Плюс»