Часто задаваемые вопросы - Экономика и предпринимательская деятельность

 

Вопрос: Является ли основанием для неосуществления государственной регистрации представленный собственником нечитаемый (утверждает, что все читалось) носитель электронной копии устава?
Ответ: Согласно пункту 14 Положения о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 16 января 2009г. №1, в регистрирующий орган, наряду с иными документами, должен быть представлен устав (учредительный договор – для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора) в двух экземплярах без нотариального засвидетельствования, его электронная копия (в формате .doc или .rtf).

В случае представленного нечитаемого носителя электронной копии устава, уполномоченный сотрудник регистрирующего органа вправе не осуществлять государственную регистрацию по основанию, указанному в абзаце втором пункта 24 вышеуказанного Положения, а именно -непредставление в регистрирующий орган всех необходимых для государственной регистрации документов, определенных Положением.

 

Вопрос: Документ, подтверждающий намерения о создании коммерческой организации с полномочиями подписания заявления одному из учредителей, в случае если их количество более трех должен представляться для ознакомления, либо необходимо брать копию с последующим хранением в регистрационном деле? Каким документом подтверждаются полномочия гражданина, представляющего интересы физического лица при подаче заявления о государственной регистрации? Если доверенность, то необходимо ли ее нотариальное заверение?
Ответ: В соответствии с пунктом 19 Положения о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 16 января 2009г. №1, при подаче заявления о государственной регистрации граждане предъявляют документы, удостоверяющие личность, а также представляют документы, подтверждающие их полномочия, в случае если они действуют от имени юридического или физического лица. В случае представления интересов иностранного юридического лица представляется копия нотариально удостоверенной доверенности.

При представлении в регистрирующем органе документа, подтверждающего намерение о создании коммерческой организации с делегированием полномочий одному из учредителей (в случае если их количество более трех) на подписание заявления о государственной регистрации, в регистрационном деле должна остаться копия (изготовленная на ксероксе), верность которой может заверить уполномоченный сотрудник регистрирующего органа с указанием должности, даты и проставлением подписи.

В случае подачи заявления о государственной регистрации гражданином, представляющим интересы физического лица, такому гражданину должна быть оформлена доверенность, удостоверенная нотариально в соответствии с требованиями законодательства о нотариате и нотариальной деятельности.

 

Вопрос: Возможно ли передоверие полномочий на подписание заявления о регистрации юридического лица от физического лица, который в свою очередь уполномочен другими учредителями на подписание этого заявления (в ситуации, если количество учредителей (участников) организации более трех, они вправе уполномочить одного из них на подписание заявления, о чем должно быть указано в документе, подтверждающем намерения о создании коммерческой, некоммерческой организации)?
Ответ: В рассматриваемой ситуации делегирование полномочий на подписание заявления о государственной регистрации противоречит части третьей пункта 19 Положения о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 16 января 2009г. № 1, поскольку, во-первых, полномочия на подписание заявления стороннему физическому лицу переданы учредителем - физическим лицом, во-вторых, этот учредитель сам уполномочен остальными учредителями от имени всех на представление интересов в регистрирующем органе, в т.ч. на подписание заявления. Делегирование полномочий стороннему физическому лицу могло бы иметь место в случае, если бы это лицо представляло интересы учредителя - юридического лица и эти полномочия были бы предоставлены ему учредительным документом либо доверенностью.

 

Вопрос: В числе документов, представленных собственниками имущества юридического лица (учредителями, участниками) для государственной регистрации, имеется документ, подтверждающий уплату государственной пошлины. Платеж был проведен по электронным каналам связи, на платежном поручении указано лишь дата проведения платежа и подписи, а оригинальные печати, подписи должностных лиц организации отсутствуют. Следует ли требовать подписания такого поручения?
Ответ: Положение о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденное Декретом Президента Республики Беларусь от 16 января 2009г. №1, предусматривает представление в регистрирующий орган оригинала либо копии документа, подтверждающего уплату государственной пошлины за государственную регистрацию. С учетом требований пункта 4 статьи 251 Налогового кодекса Республики Беларусь при представлении копии указанного документа должностное лицо органа, взимающего государственную пошлину, заверяет ее своей подписью с указанием должности, фамилии и инициалов. На квитанции делается отметка о дате ее представления в орган, взимающий государственную пошлину, которая заверяется также подписью должностного лица органа, взимающего государственную пошлину, с указанием его должности, фамилии и инициалов.

В соответствии с частью второй пункта 4 статьи 251 Налогового кодекса Республики Беларусь факт уплаты государственной пошлины путем перечисления суммы государственной пошлины со счета плательщика подтверждается дополнительным экземпляром платежной инструкции, экземпляром платежной инструкции, составленным на бумажном носителе при осуществлении электронных платежей, с отметкой банка об их исполнении. При этом в отметке банка должны содержаться дата исполнения платежной инструкции, оригинальный штамп банка и подпись ответственного исполнителя.

 

Вопрос: Соответствует ли законодательству указание в уставе частного унитарного предприятия в качестве места его нахождения комнаты в жилом помещении?
Ответ: В соответствии с пунктом 5 Положения о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 16 января 2009г. №1, местонахождением частного унитарного предприятия может являться жилое помещение (квартира, жилой дом) физического лица - собственника имущества частного унитарного предприятия.

Жилая комната является жилым помещением, находящимся внутри квартиры или жилого дома, иного капитального строения (здания, сооружения).

Соответственно, указание в уставе частного унитарного предприятия жилой комнаты в качестве местонахождения этого предприятия не допускается.

Версия для печати