Рекомендации
по обеспечению соблюдения положений
Доктрины национальной продовольственной безопасности
Республики Беларусь

I. Общая часть

Продовольственная безопасность является важнейшей составляющей национальной безопасности и необходимым условием реализации стратегического национального приоритета – обеспечение высоких жизненных стандартов населения и условий для гармоничного развития личности.
Доктрина национальной продовольственной безопасности Республики Беларусь до 2030 года, утвержденная постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.12.2017 № 962 (далее – Доктрина), основывается, в том числе, на новых условиях обеспечения национальной продовольственной независимости.
Продовольственная независимость государства оценивается по десяти группам продуктов (зерно, молоко, мясо, сахар, масло растительное, картофель, овощи, фрукты и ягоды, яйца, рыба) и следующим уровням:
оптимистический – достаточный для обеспечения потребности внутреннего рынка за счет собственного производства на 80 – 85 процентов, импорта – 15 – 20 процентов;
недостаточный – уровень производства, который обеспечивает потребность внутреннего рынка более чем на 60 процентов, но менее чем на 80 процентов;
критический – уровень производства, ниже которого наступает ослабление экономической безопасности.
Обеспечение национальной продовольственной безопасности Республики Беларусь сопряжено с влиянием внешних и внутренних факторов и угроз.
Внешние угрозы являются следствием состояния макроэкономики и открытости национальной экономики, включая, в том числе:
неблагоприятное изменение конъюнктуры мирового рынка (повышение цен или снижение объемов предложения);
импорт продовольствия, не соответствующий требованиям высокого качества и здорового питания.
К внутренним факторам, влияющим на устойчивость продовольственной безопасности, относится, в том числе, опережение роста цен на потребительские товары над повышением доходов населения.
Своевременное выявление, оценка, прогнозирование и упреждение внутренних и внешних угроз продовольственной безопасности, минимизация их негативного влияния являются одной из основных задач обеспечения национальной продовольственной безопасности.
Для оценки состояния национальной продовольственной безопасности используются индикаторы и их пороговые значения, отклонение от которых свидетельствует о снижении уровня защищенности национальных интересов и ситуации, требующей принятия соответствующих мер регулирования.
Одним из индикаторов экономической доступности сельскохозяйственной продукции и продовольствия является доля продажи продовольственных товаров отечественного производства организациями торговли на внутреннем рынке в общем объеме продаж – не менее 85 процентов.
Среди главных критериев достижения цели по развитию национальной продовольственной безопасности до 2030 года, установленных Доктриной, – снижение доли продовольственных товаров импортного производства в объеме продаж организаций торговли на внутреннем рынке до 15 процентов к 2020 году и до 14 процентов к
2030 году.
Вместе с тем по итогам 2019 года доля импортных продовольственных товаров в продаже организациями торговли составила 22,5 процента. Высокой остается доля отдельных импортных продуктов в розничном товарообороте организаций торговли: фруктов – 91,6 процента, масла растительного – 88 процентов, рыбы – 81,4 процента, крупы гречневой –
72,6 процента, кондитерских изделий из сахара – 49,4 процента, фруктовых и овощных соков – 37,5 процента, макаронных изделий – 35,8 процента, детского питания – 32,4 процента.
В августе 2019 г. по результатам мониторинга ценовой ситуации в связи с опережающим ростом розничных цен над ценами производителей по отдельным социально значимым товарам Министерством антимонопольного регулирования и торговли (далее – МАРТ) разработаны и доведены до субъектов торговли рекомендации по предельным максимальным уровням торговых надбавок на эти товары.
Данная мера помогла стабилизировать ценовую ситуацию на рынке социально значимых товаров. По итогам года рост цен на эти товары замедлился и по отдельным товарам сложился ниже целевого параметра (например, мясо и мясопродукты (1,3 процента), рыба и рыбопродукты (3,6), хлеб и изделия хлебобулочные (4,8), сыр (3,5), макаронные изделия (3,4 процента), на овощи отмечается снижение цен на 6 процентов.
Вместе с тем в 2019 году отмечен повышенный рост цен
на молоко и молочные продукты (7,9 процента), масло животное (10,1), муку пшеничную (7,8), крупу и бобовые (11,1), картофель (10,8 процента). При сохранении тенденции роста цен питание граждан с низкими доходами (неработающие пенсионеры, многодетные семьи, семьи с детьми) может стать недостаточно полноценным.

II. Рекомендации по обеспечению соблюдения положений Доктрины и поддержанию ценовой стабильности

В связи с изложенным в целях обеспечения продовольственной независимости страны, экономической доступности жизненно необходимых продуктов питания всем категориям населения в полном объеме и недопущения роста цен на социально значимые товары МАРТ рекомендует при реализации (поставке) продовольственных товаров, в том числе социально значимых:
1. субъектам торговли:
1.1. обеспечить достижение удельного веса продовольственных товаров отечественного производства в объеме розничного товарооборота организации по итогам каждого квартала 2020 г. и по году в целом на уровне не ниже:
оптимистический85 процентов;
недостаточный80 процентов;
1.2. с учетом международной практики популяризации национальных товаров обеспечить размещение и выкладку товаров отечественного производства в визуально и физически доступных местах, обозначение мест размещения и выкладки товаров отечественного производства специальной вывеской или надписью «Сделано в Республике Беларусь/Зроблена ў Беларусi», или аналогичными средствами;
1.3. при формировании розничных цен руководствоваться рекомендациями по предельным максимальным уровням торговых надбавок на социально значимые товары на 2020 год (прилагаются);
2. производителям и поставщикам товаров:
2.1. при принятии решений о повышении отпускных цен ограничить предел их повышения по итогам 2020 года не выше прогнозного уровня базовой инфляции (4 процента);
2.2. обеспечить единый подход при формировании отпускных цен на аналогичную продукцию при поставке на внутренний рынок и в государства-члены Евразийского экономического союза;
3. ограничить совокупный размер любых вознаграждений (премий, бонусов и иных платежей), предоставляемых производителем или поставщиком социально значимых продовольственных товаров субъекту торговли, осуществляющему торговлю такими товарами, в связи с приобретением им социально значимых продовольственных товаров в определенном количестве, либо выполнением иных условий, определенных гражданско-правовым договором в качестве обязательных для предоставления таких вознаграждений, в том числе за оказание услуг, направленных на продвижение социально значимых продовольственных товаров, путем рекламирования таких товаров и (или) используемых для их обозначения товарных знаков, исследования потребительского спроса, проведения маркетинговых исследований и (или) подготовки информации о таких исследованиях, подготовки иной отчетности, содержащей информацию о социально значимых продовольственных товарах, оказание иных подобных услуг, в размере, не превышающем пять процентов от цены приобретенных социально значимых продовольственных товаров.

III. Заключительные положения

Настоящие рекомендации подлежат размещению на официальном сайте МАРТ www.mart.gov.by и вступают в силу с 1 марта 2020 г.

Рекомендуемые предельные максимальные торговые надбавки
(с учетом оптовой надбавки) к отпускным ценам организаций-производителей (импортеров)

 

Наименование товара

Максимальный размер торговой надбавки

(с учетом оптовой надбавки), %

1

Рыба свежая (семейство карповых)

25

2

Рыба свежемороженая в тушках, с головой и без, потрошеная и непотрошеная (семейства карповых, тресковых, сельдевых, скумбриевых, аргентиновых)

25

3

Масло сливочное

20

4

Мука пшеничная

30

5

Масло подсолнечное и рапсовое

20

6

Сахар белый кристаллический

15

7

Соль поваренная пищевая

30

8

Крупа гречневая

25

9

Рис белый шлифованный, крупа манная, крупа пшенная

30

10

Хлопья овсяные без вкусовых и иных добавок

30

11

Сухие макаронные изделия, не содержащие муки из твердых сортов пшеницы

30

12

Хлеб ржаной и ржано-пшеничный, хлеб пшеничный, изделия булочные (батон) из муки пшеничной

20

13

Мясо (говядина, свинина, мясо кур и цыплят-бройлеров), отрубы и крупнокусковые полуфабрикаты, изделия колбасные вареные (колбасы вареные, сосиски, сардельки)

20

14

Яйцо куриное свежее

25

15

Молоко коровье пастеризованное без вкусовых добавок и наполнителей

15

Кефир из коровьего молока без вкусовых добавок и наполнителей

Сметана без вкусовых добавок и наполнителей

Творог без вкусовых добавок и наполнителей

16

Сыр твердый и полутвердый

30

17

Детское питание: сухие смеси, каши, консервы

15

18

Свежий картофель продовольственный 1

30

Свежая свекла столовая1

Свежая морковь столовая1

Свежая капуста белокочанная1

Свежий лук репчатый1

Свежие огурцы, свежие помидоры1

19

Свежие яблоки

30

20

Чай черный байховый

30

При этом если применяемые торговые надбавки ниже рекомендуемого уровня, это не должно приводить к их увеличению до предельного уровня.

 

1 Предельные торговые надбавки (с учетом оптовой надбавки) не распространяются на свежие картофель, свеклу столовую, морковь столовую, откалиброванные, мытые, расфасованные в перфорированные пакеты и сетчатую тару с применением клипсатора.

 

 

Методика установления предельных минимальных цен на алкогольную продукцию крепостью свыше 28 процентов (утверждена приказом Министра антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 10.08.2018 №190)

 

14 ноября 2018 г. Советом Министров Республики Беларусь принято постановление № 824 «О внесении изменений и дополнений в постановления Совета Министров Республики Беларусь от 17 февраля 2012 г. № 156 и от 22 июля 2014 г. № 703», предусматривающее внесение изменений в Единый перечень административных процедур, а также в Правила продажи отдельных видов товаров и осуществления общественного питания (далее – Правила продажи), Положение о порядке разработки и утверждения ассортиментного перечня товаров (далее – Положение), утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22 июля 2014 г. № 703. Правила продажи и Положение изложены в новой редакции.

 

МАРТ принято постановление Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики от 19 октября 2018 г. № 80 «О внесении изменения в постановление Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 2 октября 2017 г. № 52 «Об установлении предельных минимальных цен на алкогольную продукцию крепостью свыше 28 процентов», предусматривающее применение единого уровня торговых надбавок на все виды продукции всех производителей независимо от форм собственности в разрезе наименований классификационных группировок алкогольных напитков.

 

В связи с обращениями субъектов хозяйствования по вопросам применения постановления Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 19 октября 2018 г. № 80 «О внесении изменения в постановление Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 2 октября 2017 г. № 52», которое вступает в силу с 17 декабря 2018 г., Министерством антимонопольного регулирования и торговли подготовлено разъяснение - письмо МАРТ от 11 декабря 2018 г. № 03-02-12/800 К. С текстом разъяснения можно ознакомиться в разделе "Ценовое регулирование/Справочная информация".

 

 

Использование экологической безопасной упаковки из бумаги

 

В связи с поэтапным переходом от использования и реализации полиэтиленовой упаковки товаров к использованию экологической безопасной упаковки из бумаги принято постановление Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 2 сентября 2019 г. № 72 «Об изменении постановления Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 27 июня 2017 июня 2017 г. № 28», предусматривает наличие в объектах торговли мешков (пакетов) из бумаги, одноразовой посуды и столовых приборов из бумаги для продажи населению. Также доводим до сведения следующие разъяснения:
- мешки (пакеты) из бумаги и одноразовая посуда и столовые приборы из бумаги внесены в постановление № 72 как товар, реализуемый покупателям;
- наличие мешков (пакетов) из бумаги фасовочных (как бесплатных упаковочных материалов) не является требованием постановления № 72;
- если субъект торговли не реализует такой товар как мешки (пакеты), то у него не возникает обязательств по реализации бумажных пакетов.

Справочно:
В соответствии с Законом Республики Беларусь от 8 января 2014 г. № 130-З «О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь» субъект торговли самостоятельно определяет ассортимент предлагаемых к продаже товаров, а затем включает в ассортиментный перечень товаров для своего розничного торгового объекта в зависимости от его вида и типа, наличия торговой площади и ее размера, реализуемые классы и (или) группы, виды товаров с указанием количества их разновидностей из соответствующего перечня товаров, подлежащих включению субъектами торговли в ассортиментный перечень товаров, установленного постановлением Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 27 июня 2017 г. № 28 «О перечнях товаров».

Перечень основных производителей и импортеров упаковочной продукции и одноразовой посуды из бумаги*

 

Наименование
производителя/импортера

Адрес

Тел/факс/эл. почта

ООО «СУПЕРПАК КОМПАНИ»

220075, г. Минск, 
переулок Промышленный, 6а

+375172999969
info@superpak.by
sales@superpak.by
https://superpak.by

ООО «ЛогоПолимер»

223141, Минская обл.,
г. Логойск, ул. Минская, 2е

+375173800330
+375173800331
+375297700922
+375447722922
sales@logopolymer.by

УП «Бумажная фабрика»  Гознака

222516, г.Борисов, Минская область, ул.Заводская, 55

+375177968141
+375177968132
http://goznakpaper.by

ИООО «Флексосервис»

222603, г. Несвиж,
ул. Лазо, д. 1

+375177022235
info@flexoservice.by
http://flexoservice.by

ЗАО «БеллаПак»

223141, Минская обл.,
г. Логойск, ул. Минская, 2е

+375297700922
+375447722922
+375173800330
+375173800331
info@kinglet.by

ООО «ГеккоКапс»

220121, г. Минск, ул. Матусевича,
 д. 33, к.2, пом.1

Почтовый: 220104,
г. Минск, ул. Матусевича, 50 - 86

+375177262168
+375 33 6884001
info@6699.by
zakaz.cups@gmail.com
https://6699.by

ОДО «Крышар»

220113, Республика Беларусь, г.Минск, ул. Лукьяновича 10, корп. 7, каб. 306

+375173927632 +375173965495
+375297673601
+375296908683
office@kryshar.by
http://kryshar.by

ОДО «БелтаПак»

г.Минск ул. Ангарская, 2, корп.3

+375173196711
+375173193456
beltapak@mail.ru
https://beltapak.by

ООО «Амик-О»

220024, г.Минск,
ул. Бабушкина 54, к.205

+375172910603,
+375172910605
amik@paket.by
http://amik-o.by

ООО «АмикПласт»

220024, г.Минск,
ул. Бабушкина 54, к.201

+375172910603,
+375172910605
+375172910602,
+375172910604
amik@paket.by
http://www.paket.by

ООО «Пластифика»

г. Минск. ул. Жилуновича, 15-411

+375173371241
+375293907500
+375293908900
info@plastifica.by
https://plastifica.deal.by

ООО «Мистерия-М»

г. Минск, ул. Жилуновича, д. 15, офис 401

+375291517656
+375173991997
sale@mystery-m.by
https://mystery-m.by

ООО «Продуктория»

г. Минск, ул. Селицкого, 113, пом. №39

Почтовый: 220075, г.Минск-75, а/я 621

+37517344-63-80
+37517344-33-32
+37517361-95-01
productoria@tut.by
http://productoria.by

ООО «БелВиАн»

223058, Минская область, Минский район,
д. Боровляны, а/я 18

+375175111444
+375333311056
+375333311049
+375296401009
zakaz@pop-corn.by
http://pop-corn.by

ООО «Кантин»

220099, г. Минск,
ул. Брестская, 18-31

+375172124931
+375172124921
cantin@rambler.ru

ГОУПП «Гродненская типография»

230025, г. Гродно,
ул. Полиграфистов, 4

+375152716820
info@grodnoprint.com
http://grodnoprint.com

Студия упаковки «БОНА»

Минская область,
п. Боровляны, ул. 40 лет Победы 23А
(оф. 36, 6 этаж)

+375295276863
+375445876863
info@bona.by
https://bona.by

ООО «ПТПак»

г. Минск, Сухаревская 70-14Н

+375172581881
+375172581882
ptvek@yandex.ru
http://ptpak.by

ООО «ТПКопт»

Гомельская область, Мозырь, Коммунальная улица, 18Е, к. 4

+375236370242

ООО «САФИР ЛСН»

220040 Беларусь, 
г. Минск, ул. Орловская 40а, офис 29

+375 173 22 22 07
6055969@mail.ru
https://pandaprint.by

ИП Высоцкая Ксения Дмитриевна

г.Минск, ул. Сурганова, 27

+375445821392 
info@bums.by
https://bums.by/shop

*Перечень может быть дополнен с учетом включения иных производителей и импортеров
 

 

Использование кассового оборудования и платежных терминалов

 

С 05.06.2020 г. субъектам хозяйствования, оказывающим бытовые услуги, в том числе указанные как услуги по аренде либо услуги по прокату, включенные в государственный информационный ресурс «Реестр бытовых услуг Республики Беларусь», необходимо будет использовать кассовое оборудование и платежные терминалы в соответствии с требованиями постановления № 924/16 и Положения № 924/16.

В пункте 35 Положения № 924/16 перечислен исчерпывающий перечень случаев, когда юридические лица и индивидуальные предприниматели вправе принимать наличные денежные средства при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг и осуществлении лотерейной деятельности без применения кассового оборудования и (или) платежных терминалов.

Субъектам хозяйствования, обязанным использовать кассовое оборудование и платежные терминалы, необходимо заблаговременно:
- приобрести программные кассы либо кассовые суммирующие аппараты, обеспечивающие подключение к системе контроля кассового оборудования (далее – СККО).

Справочно. Информация о программных кассах, разрешенных к использованию в Республике Беларусь, размещена на сайте республиканского унитарного предприятия «Информационно-издательский центр по налогам и сборам» (https://info-center.by/napravlenie-deyatelnosti/pks/informatsiya-ob-operatorakh-programmnykh-kassovykh-sistem-operator-pks-programmnykh-kassovykh-sistem);
- заключить с республиканским унитарным предприятием «Информационно-издательский центр по налогам и сборам» договор с пользователем программной кассы или договор на подключение кассового оборудования к СККО (соответствующая информация размещена на сайте РУП ИИЦ https://info-center.by, https://info-center.by/napravlenie-deyatelnosti/pks/informatsiya-dlya-polzovateley-programmnykh-kass/, http://skko.by/vladeltsam/dokumenty);
- заключить договор с банком-эквайером и приобрести платежный терминал (за исключением случаев, когда функции платежного терминала интегрированы в программную кассу).