Часто задаваемые вопросы - Торговля, сфера услуг

 

Вопрос: Возможен ли возврат или обмен товара, если чек не сохранился?
Ответ: Согласно пункта 8 статьи 20 Закона «О защите прав
потребителей»: Отсутствие у потребителя документа, подтверждающего факт приобретения товара, не является основанием для отказа в удовлетворении его требований.
Для подтверждения факта приобретения товара могут использоваться свидетельские показания, элементы потребительской тары (упаковки), на которых имеются отметки, подтверждающие, что приобретение товара осуществлялось у данного продавца, а также документы и другие средства доказывания, указывающие на приобретение товара у данного продавца.

 

Вопрос: Возможна ли розничная торговля «по образцам» не открывая Интернет-магазин, а через рекламу-листовки, форумы и объявления?
Ответ: При осуществлении розничной торговли по образцам необходимо руководствоваться следующими законодательными актами:
- Закон Республики Беларусь от 08.01.2014 года №128-3 «О государственном регулировании торговли и общественного питания»,
- Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15.01.2009 года № 31 «Об утверждении Правил продажи при осуществлении
розничной торговли по образцам» (с изменениями и дополнениями).
- Закон Республики Беларусь от 2002 года № 90-3 «О защите прав потребителей» (с изменениями и дополнениями).
- Закон Республики Беларусь от 10.05.2007 года № 225-3 «О рекламе» (с изменениями и дополнениями).
- Во исполнение пункта 6 статьи 14 Закона Республики Беларусь от 08.01.2014 года №128-3 «О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь», субъекты вправе осуществлять торговлю и общественное питание со дня внесения сведений в Торговый реестр.

 

Вопрос: Является ли административным нарушением отказ продавца от предоставления книги жалоб?
Ответ: Не предоставление книги замечаний и предложений по первому требованию гражданина противоречит требованиям Декрета Президента Республики Беларусь от 14 января 2005 года № 2 «О совершенствовании работы с населением», а именно подпункта 2.5.2. пункта 2.5. При нарушении данного пункта предусмотрена административная ответственность в соответствии со статьей 9.24 Кодекса Республики Беларусь об административных нарушениях.

Вопрос: Мне был реализован в магазине некачественный мобильный телефон (отходит задняя стенка). Могу ли я обменять его? Гарантийный талон сохранен.
Ответ: Потребителю необходимо обратиться в магазин, где реализовывалась данная продукция либо в сервисный центр, отмеченный в гарантийном талоне, для установления проверки качества товара. Магазин не имеет права принять решение о замене либо возврате денежных средств за некачественный товар без акта проверки качества товара.
В случае несогласия покупателя с проведенной проверкой качества он вправе письменно обратиться в администрацию магазина с заявлением о проведении экспертизы.
Таким образом, в соответствии с пунктом 9 статьи 20 Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей» продавец (изготовитель, поставщик, представитель) обязан принять товар ненадлежащего качества у потребителя, а в случае необходимости – провести проверку качества товара. Продавец (изготовитель, поставщик, представитель) обязан проинформировать потребителя о его праве на участие в проверке качества товара, а если такая проверка не может быть проведена незамедлительно, – также о месте и времени проведения проверки качества товара.
При возникновении между потребителем и продавцом (изготовителем, поставщиком, представителем) спора о наличии недостатков товара и причинах их возникновения продавец (изготовитель, поставщик, представитель) обязан провести экспертизу товара за свой счет в порядке, установленном Правительством Республики Беларусь. О месте и времени проведения экспертизы потребитель должен быть извещен в письменной форме.
Стоимость экспертизы оплачивается продавцом (изготовителем, поставщиком, представителем). Если в результате экспертизы товара установлено, что недостатки товара отсутствуют или возникли после передачи товара потребителю вследствие нарушения им установленных правил использования, хранения, транспортировки товара или действий третьих лиц либо непреодолимой силы, потребитель обязан возместить продавцу (изготовителю, поставщику, представителю) расходы на проведение экспертизы, а также связанные с ее проведением расходы на транспортировку товара.
Потребитель вправе принять участие в проверке качества и проведении экспертизы товара лично или через своего представителя, оспорить заключение экспертизы товара в судебном порядке, а также провести экспертизу товара за свой счет.

Вопрос: Купил в магазине костюм, дома обнаружил брак. Примут ли у меня его обратно?
Ответ: Согласно пунктам 1-3 и 5 статьи 28 Закона Республики Беларусь «Права потребителя в случае реализации ему товара надлежащего качества»: потребитель вправе в течение четырнадцати дней с момента передачи ему непродовольственного товара, если более длительный срок не объявлен продавцом, в месте приобретения или иных местах, объявленных продавцом, возвратить товар надлежащего качества или обменять его на аналогичный товар надлежащего качества или обменять его на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации, произведя в случае разницы в цене необходимый перерасчет с продавцом.
Требования потребителя об обмене или возврате товара подлежит удовлетворению, если товар не был в употреблении, сохранены его потребительские свойства и имеются доказательства приобретения его у данного продавца.
Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену и возврату, утверждается Правительством Республики Беларусь, так например:
- метражные товары (ткани из волокон всех видов, мех искусственный, ковровые изделия, ленты, кружева, провода, кабели, линолеум и т.д.);
- белье нательное, белье для новорожденных и детей ясельного возраста из всех видов тканей, бельевые трикотажные изделия, кроме спортивных, предметы женского туалета;
- чулочно-носочные изделия;
- изделия из драгоценных металлов и т.д.;
- бижутерия;
- товары, имеющие гарантийный срок, в техническом паспорте (или заменяющем его документе), в которых имеется отметка о дате продажи.

Вопрос: Купил коробку конфет, в другом магазине увидел такие же конфеты, но по более дешевой цене. Эту коробку хотел вернуть обратно, но продавец ее не приняла. Почему?
Ответ: согласно 5-му пункту статьи 28 Закона Республики Беларусь «Права потребителя в случае реализации ему товара надлежащего качества»: пищевые продукты надлежащего качества обмену и возврату не подлежат.