С 1 января 2006 года в стране началась работа, цель которой - кардинально изменить порядок решения вопросов, по которым люди обращаются в государственные органы и организации.

 

Задача по дебюрократизации работы госорганов была поставлена Главой белорусского государства в 2004 году при подписании Решения республиканского референдума.

 

"Надо прекратить хождение людей по кабинетам за справками, - подчеркнул Глава государства. - Гражданин должен прийти в одну организацию максимум два раза. Первый - чтобы запросить нужный ему документ, второй - чтобы его получить. Всю необходимую информацию организация обязана запрашивать в других структурах самостоятельно, а не требовать разного рода справок от граждан. В этом суть принципа "одного окна".

 

 28 октября 2008 года Главою государства был подписан  Закон Республики Беларусь № 433-З "Об основах административных процедур". Данный закон вступил в  силу с 12 мая 2009 года и воплотил основные положения ранее принятых решений Президента, заложивших кардинально новый механизм отношений между гражданином и и публичной властью.

 

26 апреля 2010 года был подписан Указ № 200 «Об административных процедурах, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан».

 

Данный Указ является еще одним шагом по пути дебюрократизации госаппарата и направлен на упрощение, создание более доступной и понятной для граждан процедуры обращения в государственные органы и иные государственные организации за получением справок и других документов, а также на недопущение нарушения прав и законных интересов граждан со стороны должностных лиц государственных органов и иных государственных организаций.

 

Указом утвержден перечень административных процедур, выполняемых государственными органами и иными государственными организациями по обращениям граждан за выдачей справок или других документов. Данный Перечень предусматривает следующие позиции: наименование административной процедуры, государственный орган (организация), в который гражданин должен обратиться, размер платы, взимаемой за выдачу справки или другого документа, максимальный срок рассмотрения обращения и выдачи справки или другого документа. Также Перечень содержит документы и сведения, представляемые гражданином при его обращении в государственный орган или иную государственную организацию. Другие необходимые документы и сведения, предусмотренные законодательством, в установленном порядке будут запрашиваться этим государственным органом или иной государственной организацией самостоятельно.

 

Перечень включает 574 административных процедуры, которые классифицированы по определенным сферам деятельности и размещены в тематических разделах (жилищные правоотношения, здравоохранение, связь, природопользование, архитектура и строительство, труд и социальная защита, транспорт, полученные доходы и уплаченные налоги, регистрация недвижимости и сделок с ней и др.).

 

Кроме того, в целях уменьшения размера платы, взимаемой с граждан за выдачу справок или иных документов в сфере государственной регистрации недвижимости и сделок с ней, Указ освобождает от обложения налогом на добавленную стоимость обороты по реализации гражданам услуг по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним, а также обороты по реализации гражданам работ по технической инвентаризации недвижимого имущества и иных работ (услуг) по выдаче справок и других документов в отношении недвижимого имущества.

 

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 февраля 2012 г. № 156 «Об утверждении единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, внесении дополнения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14 февраля 2009 г. № 193 и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь» утвержден Единый перечень административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

575 административных процедур систематизировано по 24 направлениям и сферам деятельности, при этом обеспечено единообразие применяемых государственными органами подходов и принципов.


В Единый перечень не включены административные процедуры, осуществление которых полностью урегулировано нормативными правовыми актами более высокой юридической силы. Это процедуры, связанные со специфическими товарами, работами, услугами, а также с изъятием и предоставлением земельных участков, лицензированием отдельных видов деятельности, регистрацией юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 17 февраля 2012 г. № 156 принято во исполнение мероприятий по реализации положений Директивы № 4. С утверждением Единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, достигнуто не только общее сокращение их количества. Также обеспечивается их доступность и прозрачность для всех заинтересованных.

 

Данный раздел подготовлен по материалам официального интернет-портала Президента Республики Беларусь.