Рекламная деятельность

 

О проекте привязки средства наружной рекламы к участку местности

 

Министерство антимонопольного регулирования и торговли по вопросам оформления проекта привязки средства наружной рекламы к участку местности (далее – проект привязки) и размещения средств наружной рекламы с отступлением (смещением) от обозначенного в проекте привязки места сообщает следующее.

Вопросы оформления проекта привязки до 08.07.2021 регулировались Положением о порядке размещения средств наружной рекламы, утвержденным постановлением Совета Министров от 12 ноября 2007 г. № 1497 (далее – Положение № 1497), и пунктом 9.14 единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 февраля 2012 г. № 156 (далее – единый перечень). С 08.07.2021 данные вопросы регулируются Положением о порядке выдачи, продления действия, переоформления и прекращения действия разрешения на размещение средства наружной рекламы, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 7 июля 2021 г. № 395 (далее – Положение № 395).

Согласно части двадцать седьмой приложения 3 к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 7 июля 2021 г. № 395 «О мерах по реализации Закона Республики Беларусь «Об изменении законов по вопросам рекламы» проект привязки – проектный документ, предназначенный для размещения отдельно стоящего средства наружной рекламы с заглубленным или наземным фундаментом, отображающий его точное размещение с привязкой к объектам недвижимости, опорам наружного освещения, краю проезжей части автомобильной дороги, улицы, дороги или площади населенного пункта, выполненный на актуальной (изготовленной не более двух лет назад) выкопировке из топографической карты (плана) в масштабе 1:500 с нанесением фактического местоположения инженерных сетей, содержащий согласования организаций, эксплуатирующих инженерные сети, расположенные в месте размещения средства наружной рекламы, а также содержащий ситуационный план местности в масштабе 1:2000 или 1:5000 с указанием места размещения средства наружной рекламы.

До 08.07.2021 пунктом 9.14 единого перечня предусматривалась отдельная административная процедура «согласование проекта привязки средства наружной рекламы к участку местности». С 08.07.2021 согласование проекта привязки перестало существовать в качестве отдельной административной процедуры (из единого перечня пункт 9.14 исключен) и включено в состав административной процедуры по выдаче разрешения на размещение средства наружной рекламы (далее – разрешение) согласно абзацу второму части второй пункта 8 и пункту 9 Положения № 395.

В силу нормативных предписаний абзаца второго части второй пункта 8 Положения № 395 разработка проекта привязки осуществляется, если размещение средства наружной рекламы требует разрытия грунта или выполнения иных земляных работ.

Для целей разработки проекта привязки местный исполнительный и распорядительный орган на выбор:
- осуществляет разработку проекта привязки;
- в течение трех рабочих дней со дня принятия заявления выдает рекламораспространителю задание на разработку проекта привязки. При этом форма задания на разработку проекта привязки устанавливается местным исполнительным и распорядительным органом самостоятельно.

В соответствии с пунктом 9 Положения № 395 рекламораспространитель в течение 10 рабочих дней со дня выдачи ему задания на разработку проекта привязки осуществляет его разработку и представляет в местный исполнительный и распорядительный орган.

Справочно:
Во исполнение указанного срока рекламораспространитель вправе заказать услугу по изготовлению актуализированной выкопировки заранее (до подачи заявления).
Местным исполнительным и распорядительным органам рекомендуется вместе с заданием на разработку проекта привязки выдавать актуализированную выкопировку (при наличии ее у местного исполнительного и распорядительного органа или его подчиненной организации).

Местный исполнительный и распорядительный орган в течение 10 рабочих дней со дня получения от рекламораспространителя проекта привязки осуществляет его согласование с организациями, эксплуатирующими инженерные сети, расположенные в месте размещения средства наружной рекламы (далее – эксплуатирующая организация), и утверждение.

В соответствии с подпунктами 17.5 и 17.6 пункта 17 Положения № 395 невыполнение или несвоевременное выполнение рекламораспространителем задания на разработку проекта привязки, а также наличие письменного отказа в согласовании проекта привязки эксплуатирующей организации являются основаниями для отказа в выдаче разрешения.

По вопросу возможности размещения средства наружной рекламы с отступлением (смещением) от обозначенного в проекте привязки места сообщаем следующее.

Положением № 1497 (до 08.07.2021) данный вопрос не регулировался, возможность размещения средства наружной рекламы с отступлением (смещением) от обозначенного в проекте привязки места не предусматривалась.

Положением № 1497 не предусматривалось в качестве основания для аннулирования разрешения размещение средства наружной рекламы с отступлением (смещением) от обозначенного в проекте привязки места. Однако фактическое размещение средства наружной рекламы в месте, не соответствующем обозначенному в разрешении (с учетом требований правовых актов соответствующего местного исполнительного и распорядительного органа по данному вопросу), означает неразмещение средства наружной рекламы в указанном в разрешении месте и одновременно незаконное размещение средства наружной рекламы (размещение средства наружной рекламы без разрешения), что в соответствии с абзацем седьмым части первой пункта 20 Положения № 1497 являлось основанием для аннулирования разрешения и в соответствии с частями второй – пятой пункта 21 Положения № 1497 влекло демонтаж такого средства наружной рекламы.

Положением № 395 (с 08.07.2021) предусматривается возможность размещения средства наружной рекламы с отступлением (смещением) от обозначенного в проекте привязки места.

Так, согласно частям второй и третьей подпункта 29.5 пункта 29 Положения № 395 рекламораспространитель вправе без пересогласования проекта привязки разместить средство наружной рекламы (за исключением размещения средства наружной рекламы на территориях недвижимых материальных историко-культурных ценностей и в зонах их охраны) на доступном участке местности в радиусе 10 метров от обозначенного в проекте привязки места при условии обеспечения безопасности размещения средства наружной рекламы для жизни, здоровья граждан, имущества организаций и граждан в случаях, если:
при установке средства наружной рекламы в обозначенном в проекте привязки месте обнаружены инженерные сети, не указанные в проекте привязки, или их расположение отличается от указанного в нем;
при размещении средства наружной рекламы рекламораспространителем получено уведомление организации, выполняющей работы по застройке, благоустройству территорий, строительству, реконструкции или ремонту зданий (сооружений), иных элементов инфраструктуры, о создании средством наружной рекламы препятствия в выполнении указанных работ.

В вышеуказанных случаях рекламораспространитель обязан не позднее одного месяца со дня установки средства наружной рекламы уведомить местный исполнительный и распорядительный орган о фактическом местоположении средства наружной рекламы, причинах отступления от обозначенного в проекте привязки места с приложением к уведомлению копии исполнительной геодезической съемки фактического места расположения средства наружной рекламы.

Таким образом, размещение средства наружной рекламы после 08.07.2021 (вне зависимости от срока его установления) с отступлением (смещением) от обозначенного в проекте привязки места в радиусе 10 метров по основаниям, указанным в части второй подпункта 29.5 пункта 29 Положения № 395, соответствует требованиям законодательства.

В соответствии с частью первой подпункта 29.5 пункта 29 и подпунктом 44.6 пункта 44 Положения № 395 размещение средства наружной рекламы с отступлением от обозначенного в проекте привязки места в радиусе 10 метров по иным основаниям, нежели указанные в части второй подпункта 29.5 пункта 29 Положения № 395, либо в радиусе более 10 метров является основанием для отказа в продлении действия разрешения или для прекращения действия разрешения.

Одновременно с вышеизложенным обращаем внимание на следующее.

Положением № 395 предусматривается требование о разработке и согласовании проекта привязки в ходе осуществления административной процедуры по выдаче разрешения и не предусматривается требование о последующей актуализации проекта привязки, в том числе при продлении действия разрешения.

В соответствии с пунктом 2 статьи 15 Закона Республики Беларусь от 28 октября 2008 г. № 433-З «Об основах административных процедур» при подаче заявления запрещается требовать от заинтересованного лица представления документов и (или) сведений, не включенных в перечни документов и (или) сведений, представляемых заинтересованными лицами, за исключением документов, перечисленных в абзацах втором – седьмом части первой данного пункта.

Проект привязки не включен в перечни документов и (или) сведений, представляемых рекламораспространителями при осуществлении административных процедур по выдаче, продлению действия и переоформлению разрешения.

В этой связи местный исполнительный и распорядительный орган не вправе требовать от рекламораспространителя предоставления проекта привязки при подаче заявления на выдачу, продление действия или переоформление разрешения.