Труд, занятость и социальная защита - Обеспечение занятости

 

К сведению граждан

 

Банк вакансий (Портал Государственной службы занятости) 

Предоставление материальной помощи безработным и членам его семьи, гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации, освоения содержания образовательной программы обучающих курсов

Профессиональное обучение безработных

Переселение безработных

Временная трудовая занятость молодёжи в свободное от учёбы время

Содействие безработным в организации предпринимательской деятельности

Оплачиваемые общественные работы
Порядок регистрации граждан безработными
ИНОСТРАННЫМ ГРАЖДАНАМ - О выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на постоянное проживание в Республике Беларусь
 

К сведению нанимателей

 

О предоставлении сведений о наличии свободных рабочих мест (вакансий)

Актуальная информация для нанимателей 

КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Выдача бланков трудовых книжек и вкладышей к ним юридическим лицам, расположенным на территории г.Гродно, не имеющим подчиненности или не входящим в состав (систему) государственных органов и иных государственных организаций.
Методические рекомендации по проведению кадровой диагностики организаций с целью выявления потенциально избыточной численности персонала
О привлечении в Республике Беларусь иностранной рабочей силы
О выдаче иностранцам разрешений на постоянное проживание

 

    К СВЕДЕНИЮ ГРАЖДАН

     

    Административные процедуры, осуществляемые управлением по труду, занятости и социальной защите:

    Процедура № 2.5.Назначение пособия по беременности.
    Процедура № 2.20.Выдача справки об удержании алиментов и их размере.
    Процедура № 2.29.Выдача справки о периоде, за который выплачено пособие по беременности и родам.
    Процедура № 2.30.Регистрация граждан в качестве безработных.
    Административные процедуры по заявлениям граждан.
    Процедура № 2.31.Выдача справки о регистрации гражданина в качестве безработного.
    Процедура № 2.32.Принятие решения о предоставлении материальной помощи безработным, гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации.
    Процедура № 2.35.Выплата пособия на погребение.
    Процедура № 2.2. Выдача справки о месте работы, службы и занимаемой должности
    Процедура № 2.3. Выдача справки о периоде работы.
    Процедура № 20.6¹. Выдача справки о направлении на альтернативную службу.
    Процедура № 2.4. Выдача справки о размере заработной платы (денежного довольствия, ежемесячного денежного содержания.
    Процедура № 20.2.3. Выдача справки о страховании гражданина, проходящего альтернативную службу, погибшего (умершего) при исполнении обязанностей альтернативной службы.
    Процедура № 2.42.Выдача справки о размере повременных платежей в возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью физического лица, не связанного с исполнением им трудовых обязанностей, назначенных в связи с ликвидацией юридического лица или прекращением деятельности индивидуального предпринимателя, ответственных за вред, вследствие признания их экономически несостоятельными (банкротами).

    в начало страницы


    Предоставление материальной помощи безработным и членам его семьи, гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации, освоения содержания образовательной программы обучающих курсов

     

    Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 ноября 2006 г. № 1549 (далее – Постановление) определен порядок оказания материальной помощи безработному и членам его семьи, а также гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации и освоения содержания образовательной программы обучающих курсов по направлению органов по труду, занятости и социальной защите.
    • Право на получение материальной помощи имеют:
    безработные, состоящие на учете в органе по труду, занятости и социальной защите более одного месяца, независимо от получения пособия по безработице;
    граждане в период профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации и освоения содержания образовательной программы обучающих курсов по направлению органов по труду, занятости и социальной защите (далее - граждане в период обучения по направлению органов по труду, занятости и социальной защите);
    члены семьи безработного в установленном законодательством порядке в случае смерти безработного или членов его семьи.
    Материальная помощь безработным, а также гражданам в период обучения по направлению органов по труду, занятости и социальной защите может оказываться при соблюдении одновременно следующих условий:
    если на дату подачи заявления среднемесячный совокупный доход на каждого члена семьи безработного или гражданина в период обучения по направлению органов по труду, занятости и социальной защите, исчисленный за три последних месяца, предшествующих обращению за материальной помощью (далее - совокупный доход), не превышает наибольшей величины бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения, утвержденного Министерством труда и социальной защиты, за два последних квартала, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Положением;
    при участии безработного в оплачиваемых общественных работах в месяце, предшествующем месяцу подачи заявления;
    если безработный выполняет обязанности, определенные в части первой статьи 91 Закона, и у него отсутствуют нарушения, указанные в абзацах втором-пятом части второй и абзацах втором и третьем части шестой статьи 25 Закона, в течение 12 месяцев, предшествующих дню подачи заявления, а гражданин в период обучения по направлению органов по труду, занятости и социальной защите выполняет обязанности, определенные в части второй статьи 91 Закона, и у него отсутствуют нарушения, указанные в части третьей статьи 23 Закона.
    Постановлением определены категории граждан, которым материальная помощь оказывается независимо от участия в оплачиваемых общественных работах.
    Преимущественное право на получение материальной помощи предоставляется безработным, гражданам в период обучения по направлению органов по труду, занятости и социальной защите, имеющим безработного супруга (супругу) либо на своем иждивении инвалидов или несовершеннолетних детей.
    Размер материальной помощи:
    безработному в течение каждого 12-месячного периода, исчисленного со дня регистрации в качестве безработного, размер материальной помощи не может превышать 6 базовых величин;
    гражданину в период обучения по направлению органов по труду, занятости и социальной защите, размер материальной помощи не может превышать одной базовой величины в месяц;
    гражданам в возрасте до 29 лет в период обучения по направлению органов по труду, занятости и социальной защите не по месту нахождения органа по труду, занятости и социальной защите, направившего их на обучение, не может превышать двух базовых величин в месяц, а имеющим совокупный доход, превышающий наибольшую величину бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения, утвержденного Министерством труда и социальной защиты, за два последних квартала, - одной базовой величины в месяц;
    гражданам из числа инвалидов в период обучения по направлению органов по труду, занятости и социальной защите, не может превышать трех базовых величин в месяц, а имеющим совокупный доход, превышающий наибольшую величину бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения, утвержденного Министерством труда и социальной защиты, за два последних квартала, - двух базовых величин в месяц.
    Для получения материальной помощи безработный, а также гражданин в период обучения по направлению органов по труду, занятости и социальной защите должны обратиться в орган по труду, занятости и социальной защите по месту регистрации с письменным заявлением об оказании материальной помощи.
    (консультация : тел. 8 (0152) 62-59-68, 62-59-69, 62-59-72)

     

    в начало страницы

     


Профессиональное обучение безработных

     

    В соответствии с Законом профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации граждан, зарегистрированных в качестве безработных, осуществляется по направлению органов по труду, занятости и социальной защите -невозможно подобрать подходящую работу из-за отсутствия у безработного необходимой квалификации (специальности); -необходимо изменить профессию (специальность, род занятий) в связи с отсутствием работы, соответствующей имеющимся у безработного профессиональным навыкам; -безработным утрачена способность либо возникли противопоказания к выполнению работы по прежней профессии (специальности) Профессиональное обучение безработных осуществляется в соответствии с Положением о порядке организации профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12 октября 2006 г. № 1334 "Об утверждении Положения о порядке организации профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных Профессиональное обучение безработных по направлению органов по труду, занятости и социальнойзащите осуществляются в порядке, определяемом Правительством Республики Беларусь, за счет средств Фонда социальной защиты.  Гражданам, направленным на профессиональное обучение, во время учебы начисляется стипендия с первого дня их обучения. Обращаться в управление по труду, занятости и социальной защите Гродненского горисполкома (г. Гродно ул. Дзержинского, 3, каб. 107  т. 62-59-77, 62-59-76).в начало страницы


    Переселение безработных на новое место жительства
     
    Переселение безработных и членов их семей на новое место жительства и работы производится в случае предоставления безработным работы в другой местности в целях содействия их занятости, обеспечения нанимателей работниками в пределах Республики Беларусь.
    Безработным, переезжающим на новое место жительства по направлению службы занятости, производится выплата денежных средств в размере семикратной величины бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения, дополнительно производится выплата в размере двукратной величины бюджета прожиточного минимума при переселении безработных из городов на новое место жительства и работы в малые, средние городские поселения, в сельскую местность, а также города-спутники.
    Переселение безработных осуществляется на основании   «Инструкции о порядке и условиях оказания содействия в переселении безработных и членов их семей в связи с переездом в другую местность на новое место жительства и работы с выплатой денежных средств» утвержденной Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 19.10.2016 г. № 62.
    В управлении по труду, занятости и социальной защите Гродненского горисполкома имеются сведения о наличии вакансий, рабочих мест с предоставлением жилья в хозяйствах Гродненской области и Республики Беларусь.
     

    Обращаться в управление по труду, занятости и социальной защите Гродненского горисполкома (г. Гродно ул. Дзержинского, 3, каб.105, т. 62-59-74).

    в начало страницы

     
    Временная трудовая занятость молодёжи в свободное от учёбы время
     

    Временная трудовая занятость молодежи организуется для учащихся граждан в возрасте от 14 лет и старше (далее – учащиеся) в целях приобщения к общественно полезному труду и получения трудовых навыков.   (подробнее....) .    

     

    За январь-октябрь 2023 года трудоустроено 2597 учащихся. Учащиеся выполняли работы по благоустройству территорий учебных заведений, текущему ремонту помещений учреждений образования, ремонту школьной мебели, книжного фонда.
    Работы организуются в учреждениях образования и культуры (средние школы, гимназии, колледжи, библиотеки).

    Консультации по телефону: 62 59 74 

      Внимание! Чтобы подробнее узнать о временной занятости молодежи и ознакомиться с перечнем организаций, готовых принять на работу молодежь нажмите на картинку справа     

    Планируемый перечень организаций, готовых принять на работу в свободное от учебы время молодежь в 2023 году

    в начало страницы

     


    Содействие безработным в организации предпринимательской деятельности

     
    Содействие службой занятости безработным в организации предпринимательской деятельности, деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма, ремесленной деятельности.
     
    Управление по труду, занятости и социальной защите Гродненского горисполкома оказывает безвозмездную финансовую поддержку в виде субсидий гражданам, зарегистрированным в службе занятости в качестве безработных.
    Субсидия предоставляется в размере 11-кратной величины бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения, действующего на дату заключения органами по труду, занятости и социальной защите с безработным договора о предоставлении субсидии.
    Преимущественное право на получение субсидий предоставляется безработным, которые не имеют возможности получить подходящую работу и организуют наиболее значимые для региона виды предпринимательской деятельности. Предоставление субсидий производится в соответствии с Положением о содействии безработным в организации предпринимательской деятельности, деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма, ремесленной деятельности, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 7 марта 2008 г. № 342 "Об утверждении Положения о содействии безработным в организации предпринимательской деятельности, деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма, ремесленной деятельности".

    Возможности осуществления в Республике Беларусь физическими лицами деятельности без необходимости регистрации в качестве субъекта предпринимательства

    Справки по телефону: 62-59-74.

    в начало страницы

     


    Оплачиваемые общественные работы
     
    Оплачиваемые общественные работы призваны обеспечивать:
    - удовлетворение потребности административно-территориальных единиц и организаций в выполнении социально полезных работ;
    - осуществление безработными и обратившимися гражданами деятельности, приносящей им дополнительную материальную поддержку.
     
    На основании объемов оплачиваемых общественных работ и количества безработных ежеквартально решением городского исполнительного комитета устанавливается месячная норма участия безработных в оплачиваемых общественных работах.
     
    Оплачиваемые общественные работы организуются в соответствии с Положением о порядке организации и условиях проведения оплачиваемых общественных работ, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23 декабря 2006 г. № 1716 "Об утверждении Положения о порядке организации и условиях проведения оплачиваемых общественных работ".
     

    Граждане, желающие поработать во время нахождения в  предоставляемом по инициативе нанимателя, отпуске или в отпуске без сохранения заработной платы могут принять участие в оплачиваемых общественных . При себе иметь паспорт.

    Обращаться в управление по труду, занятости и социальной защите Гродненского горисполкома (г. Гродно ул. Дзержинского, 3, каб. 105, т.62-59-74).

    Порядок регистрации граждан безработными

     Регистрация граждан осуществляется в соответствии с Положением о порядке регистрации граждан безработными и снятии их с учета, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.11.2006 № 1549 "Об утверждении положений о порядке регистрации граждан безработными и снятия их с учета и о порядке и условиях оказания материальной помощи безработному и членам его семьи, а также гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации".

    Граждане, обращающиеся в управление по труду, занятости и социальной защите в поиске работы регистрируются в качестве безработных либо учитываются в качестве граждан, обращающихся по вопросам трудоустройства.
     

    В качестве безработных регистрируют трудоспособных граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих в Республике Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства, которым предоставлен статус беженца в Республике Беларусь, не имеющих работы (деятельности, связанной с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащей законодательству) и заработка (заработной платы, дохода, вознаграждения за выполненную работу).

     

    Регистрация граждан в качестве безработных осуществляется по их месту жительства при личном обращении.

     

    Граждане, которые в установленном законодательством порядке не могут быть зарегистрированы безработными, иностранные граждане и лица без гражданства, ходатайствующие о предоставлении статуса беженца или дополнительной защиты либо убежища в Республике Беларусь, и иностранные граждане и лица без гражданства, которым предоставлена дополнительная защита в Республике Беларусь, учитываются в качестве граждан, обращающихся по вопросам трудоустройства.



    Не могут быть зарегистрированы в качестве безработных граждане:

    -не достигшие 16-летнего возраста;
    -которым в соответствии с законодательством назначены пенсия по возрасту, за выслугу лет или профессиональная пенсия;
    отбывающие наказание по приговору суда в виде исправительных работ, ареста, ограничения свободы, лишения свободы или пожизненного заключения;

    -проходящие лечение в лечебно-трудовых профилакториях Министерства внутренних дел Республики Беларусь -представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также другие недостоверные данные, для регистрации их безработными; - обучавшиеся за счет средств республиканского и (или) местного бюджетов и отказавшиеся от распределения на работу, от трудоустройства по распределению либо не полностью отработавшие срок работы по распределению в течение установленного законодательством об образовании срока такой работы. а также граждане

    -работающие по трудовому договору, за исключением трудового договора о выполнении оплачиваемых общественных работ;
    -являющиеся членами (участниками) юридических лиц, за исключением учредителей (участников) акционерных обществ;
    -зарегистрированные в установленном законодательством порядке в качестве индивидуальных предпринимателей;
    -осуществляющие деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма, ремесленную деятельность;
    выполняющие работы у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг, создание объектов интеллектуальной собственности);
    -проходящие военную службу, а также службу в органах внутренних дел, Следственном комитете Республики Беларусь, Государственном комитете судебных экспертиз Республики Беларусь, органах финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь, органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям;
    -обучающиеся в очной (дневной) форме получения образования в учреждениях образования;
    осуществляющие уход за ребенком в возрасте до 3 лет, ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, инвалидом I группы либо лицом, достигшим 80-летнего возраста, а также за ребенком в возрасте до 18 лет, инфицированным вирусом иммунодефицита человека или больным СПИДом;
    занимающиеся иной не запрещенной законодательством деятельностью, приносящей заработок.


    При обращении гражданином заполняется карточка (документ MS Word, 48,5 Кб) на основании которой управлением заводится на безработного регистрационная карточка и оформляется личное дело, а на гражданина, обращающегося по вопросам трудоустройства, – регистрационная карточка.

     

    Документы и (или) сведения, представляемые гражданином для регистрации в качестве безработного:

    1. Паспорт или иной документ, удостоверяющий личность
    2. Трудовая книжка (при ее наличии)

    3. Гражданско-правовой договор (при его наличии) – для лиц, выполнявших работы у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по гражданско-правовым договорам, предметом которых являлось выполнение работ (оказание услуг, создание объектов интеллектуальной собственности)
    4. Документ об образовании, документ об обучении

    5. Справка о среднем заработке (доходе) за последние 12 месяцев работы по форме, установленной Министерством труда и социальной защиты – (образец (документ MS Word, 34,5 Кб) ).
    6. Декларация о доходах по форме, установленной Министерством труда и социальной защиты (образец (документ MS Word, 40,5 Кб) – бланк предоставляется, заполняется при регистрации)
    7. Военный билет и справка о размере денежного довольствия по последней воинской должности на день увольнения по форме установленной Министерством труда и социальной защиты – для уволенных с военной службы

    8. Свидетельство о рождении ребенка – для лиц, имеющих детей в возрасте до 14 лет (для иностранных граждан и лиц без гражданства, которым предоставлен статус беженца Республики Беларусь, - при наличии такого свидетельства)
    9. Удостоверение ребенка-инвалида – для лиц, имеющих детей-инвалидов в возрасте до 18 лет
    10. Справка об освобождении – для лиц, освобожденных из мест лишения свободы
    11. Справка о самостоятельном трудоустройстве
    12. Заключение врачебно-консультационной комиссии – для лиц, имеющих ограничения по состоянию здоровья к работе
    13. Индивидуальная программа реабилитации инвалида – для инвалидов

    14. Копия решения суда о расторжении брака либо свидетельство о расторжении брака или иной документ, подтверждающий категорию неполной семьи, - для неполных семей
    15. Документ, подтверждающий статус детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также статус лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

     в начало страницы

    К СВЕДЕНИЮ НАНИМАТЕЛЕЙ

    О предоставлении сведений о наличии свободных рабочих мест (вакансий)

    В соответствии со статьей 21 Закона, наниматели обязаны письменно уведомлять органы по труду, занятости и социальной защите о наличии свободных рабочих мест (вакансий) в течение 5  дней со дня их образования с указанием условий труда и размера его оплаты, а также снять их в день заполнения.

    В соответствии со статьей 10.11 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях неуведомление органов по труду, занятости и социальной защите, несвоевременное или не в полном объеме уведомление этих органов уполномоченным должностным лицом нанимателя о наличии свободных рабочих мест (вакансий) влечет предупреждение или наложение штрафа в размере от пятидо пятнадцати базовых величин.

    Сведения о наличии свободных рабочих мест (вакансий) предоставляются по форме утвержденной Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь (форма прилагается) нанимателями всех форм собственности в УПРАВЛЕНИЕ ПО ТРУДУ, ЗАНЯТОСТИ И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ ГРОДНЕНСКОГО ГОРИСПОЛКОМА по: почте, факсу, электронной почте или обратившись по адресу: 230023, г. Гродно, ул. Дзержинского, 3. Факс 62-59-75, e-mail: info@trudgrodno.by, контактный телефон: 62-59-67, каб. 208.

    Статья 21 Обязанности нанимателей в области обеспечения занятости населенияЗакона Республики Беларусь «О занятости населения Республики Беларусь» (далее - Закон).

    - письменно уведомлять органы по труду, занятости и социальной защите о наличии свободных рабочих мест (вакансий) в течение пяти дней со дня их образования с указанием условий труда и размера его оплаты. При этом нанимателям запрещается указывать дискриминационные условия в сведениях об имеющихся свободных рабочих местах (вакансиях);

    - информировать органы по труду, занятости и социальной защите о заполнении свободных рабочих мест (вакансий), о наличии которых в соответствии с законодательством были уведомлены органы по труду, занятости и социальной защите, в день заполнения.

    - своевременно (не позднее чем за три месяца) представлять в органы по труду, занятости и социальной защите и профсоюз письменную информацию о возможных массовых высвобождениях работников (категории и численность работников, которых они могут коснуться, сроки, в течение которых намечено их осуществить), производимых в порядке, установленном законодательством. Критерии массового высвобождения работников определяются Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь;

    - не менее чем за два месяца до высвобождения работников в связи с ликвидацией организации, прекращением деятельности индивидуального предпринимателя, сокращением численности или штата работников письменно уведомлять об этом органы по труду, занятости и социальной защите по месту нахождения нанимателя с указанием фамилии, профессии (специальности), квалификации и размера оплаты труда высвобождаемых работников;

    - принимать на работу граждан, направленных органами по труду, занятости и социальной защите в счет брони, установленной в соответствии со статьей 11 настоящего Закона;
    принимать на работу выпускников, которым место работы предоставлено путем распределения (перераспределения) или направления (последующего направления) на работу;
    - создавать рабочие места (в том числе специализированные для лиц с ограниченной трудоспособностью) для трудоустройства граждан, указанных в статье 11 настоящего Закона. Минимальное количество таких рабочих мест устанавливается местными исполнительными и распорядительными органами или специальными государственными программами;
    - создавать рабочие места для трудоустройства работников, получивших инвалидность в результате увечья, профессионального заболевания либо иного повреждения здоровья, связанных с выполнением ими трудовых обязанностей у данного нанимателя;
    предоставлять оплачиваемые общественные работы безработным и гражданам, ищущим работу, в соответствии с перечнями общественных работ, утвержденными местными исполнительными и распорядительными органами;
    - осуществлять контроль за ежедневной явкой на работу обязанных лиц, трудоустроенных по судебному постановлению органами по труду, занятости и социальной защите, а также информировать органы по труду, занятости и социальной защите, суд, исполняющий судебное постановление или исполнительную надпись нотариуса, органы внутренних дел о систематической неявке на работу этих лиц, если исчерпаны все меры по обеспечению их явки на работу и выполнения ими трудовых обязанностей;
    - При приеме на работу гражданина, направленного органом по труду, занятости и социальной защите, наниматель в пятидневный срок возвращает в орган по труду, занятости и социальной защите направление с указанием дня приема гражданина на работу.
    В случае отказа в приеме на работу гражданина, направленного органом по труду, занятости и социальной защите, уполномоченное должностное лицо нанимателя в направлении органа по труду, занятости и социальной защите делает отметку о дне явки гражданина и причине отказа ему в приеме на работу, заверяет ее личной подписью и печатью организации и возвращает направление гражданину.
    - Не допускается отказ нанимателя в приеме на работу обязанных лиц, направленных по судебному постановлению органами по труду, занятости и социальной защите для трудоустройства.

    - Ликвидация рабочих мест, созданных по заданию местных исполнительных и распорядительных органов для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда, осуществляется по согласованию с указанными органами.

     

     

     

     Финансирование и компенсация затрат на создание и сохранение рабочих мест для инвалидов

    Положение о порядке финансирования и компенсации затрат на создание и сохранение рабочих мест для инвалидов, утверждено Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 02.02.2009 № 128 "Об утверждении Положения о порядке финансирования и компенсации затрат на создание и сохранение рабочих мест для инвалидов и Положения о порядке организации и финансирования мероприятий по адаптации инвалидов к трудовой деятельности".

    Консультации: 62-59-63, 62-59-72, 62-59-70.

     Адаптация инвалидов к трудовой деятельности (с компенсацией затрат нанимателя на оплату труда инвалидов).
    Адаптация инвалидов к трудовой деятельности (с компенсацией затрат нанимателя на оплату труда инвалидов) может осуществляться в организациях любых организационно–правовых форм и у индивидуальных предпринимателей. Наниматели, изъявившие желание осуществлять адаптацию инвалидов к трудовой деятельности, должны иметь необходимые возможности и условия для реализации мероприятий по адаптации инвалидов к трудовой деятельности в соответствии с законодательством. Адаптация инвалидов к трудовой деятельности осуществляется нанимателями по направлениям управления по труду, занятости и социальной защите Гродненского горисполкома на договорной основе. Адаптация инвалидов осуществляется в срок от шести месяцев до одного года, а для инвалидов с интеллектуальными нарушениями – до двух лет.. Нанимателям компенсируются:
    - затраты на выплату заработной платы с учетом отработанного времени в размере, не превышающем минимальную заработную плату, установленную в период, за который произведено начисление заработной платы;
    - суммы среднего заработка, сохраняемого за время трудового отпуска, денежной компенсации за неиспользованный трудовой отпуск в размере, не превышающем минимальную заработную плату, установленную в период, за который произведено начисление указанных выплат;
    - суммы обязательных страховых взносов в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты и страховых взносов по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

    Консультации: 62-59-68
     

    в начало страницы

    Трудоустройство безработных для приобретения опыта практической работы с частичной компенсацией нанимателям затрат на оплату труда.

    Трудоустройство безработных для приобретения опыта практической работы (с частичной компенсацией нанимателю затрат на оплату труда) предусмотрено в целях получения безработными профессиональных знаний, умений и навыков практической работы в соответствии с профессией (специальностью), повышения конкурентоспособности на рынке труда, расширения возможностей трудоустройства.
    Трудоустройство может осуществляться в организациях, не зависимо от форм собственности, за исключением организаций, финансируемых из бюджета.
    Для приобретения опыта практической работы по полученной профессии (специальности) направляются безработные, зарегистрированные в управлении по труду, занятости и социальной защите Гродненского горисполкома из числа:
    - выпускников учреждений образования, получивших профессионально-техническое, среднее специальное и высшее образование;
    - лиц, прошедших профессиональную подготовку или переподготовку по направлению органов по труду, занятости и социальной защите;
    - лиц, освоивших содержание образовательной программы повышения квалификации рабочих (служащих), образовательной программы переподготовки рабочих (служащих), образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих) в учреждениях образования, иных организациях, у индивидуальных предпринимателей, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность;
    - лиц, длительное время (более 12 месяцев) не работавших в связи с уходом за ребенком в возрасте до 3 лет, ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, а также за ребенком в возрасте до 18 лет, инфицированным вирусом иммунодефицита человека или больным СПИДом.
    Нанимателям компенсируются затраты на выплату заработной платы в размере, не превышающем минимальную заработную плату с учетом отработанного времени, а так же начисленные на эту сумму обязательные страховые взносы в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь. 
    Консультации: 62-59-68    Подробнее...

     

    КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

    Формы контрольных списков вопросов (чек-листов)

    Законодательные акты по контрольно-надзорной деятельности

    График проведения мониторинга соблюдения законодательства о занятости населения в г.Гродно

     

     

    Это важно нанимателям!

    В рамках проводимых управлением мероприятий в сфере надзора за соблюдением законодательства о занятости населения в 2023 году проведен мониторинг в отношении 75 организаций города, вынесено 13 рекомендаций по устранению и недопущению выявленных нарушений. В отношении должностных лиц 5 организаций составлены протоколы об административном правонарушении, решением суда 5 привлечены к административной ответственности. Проведены иные мероприятия профилактического характера: 7 семинаров по вопросам; разъяснительная работа проведена в 59 организациях, 151 субъект проинформирован о типичных нарушениях выявляемых при проведении мониторингов.
    Основным нарушением, установленным при осуществлении надзорной деятельности, явилось не уведомление управления о наличии свободных рабочих мест (вакансий) в течение 5 дней со дня их образования, а также не предоставление сведений о предстоящем высвобождении в связи с сокращением численности или штата работников.
    .

                             

           Знать, чтобы не нарушать!
    Органы по труду, занятости и социальной защите наделены полномочиями осуществления надзорных мероприятий в сфере соблюдения законодательства о занятости населения.
    Типичными нарушениями со стороны нанимателей, выявляемыми в результате проведения надзорных мероприятий, являются неуведомление органов по труду, занятости и социальной защите в установленные законодательством сроки:
    • о наличии свободных рабочих мест (вакансий) и (или) об их заполнении;
    • о предстоящем увольнении в связи с сокращением численности или штата работников, ликвидацией организации.

    Обязанности нанимателя
    Правовые, экономические и организационные основы государственной политики в области содействия занятости населения определены Законом Республики Беларусь от 15 июня 2006 года № 125-З «О занятости населения Республики Беларусь» (далее – Закон № 125-З), статьей 21 которого установлены обязанности нанимателей в области обеспечения занятости населения, в том числе:
    • своевременно (не позднее чем за три месяца) представлять в органы по труду, занятости и социальной защите и профсоюз письменную информацию о возможных массовых высвобождениях работников (категории и численность работников, которых они могут коснуться, сроки, в течение которых намечено их осуществить). Критерии массового высвобождения работников определяются Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь;
    • не менее чем за два месяца до высвобождения работников в связи с ликвидацией организации, прекращением деятельности индивидуального предпринимателя, сокращением численности или штата работников письменно уведомлять об этом органы по труду, занятости и социальной защите по месту нахождения нанимателя с указанием фамилии, профессии (специальности), квалификации и размера оплаты труда высвобождаемых работников;
    • уведомлять органы по труду, занятости и социальной защите о наличии свободных рабочих мест (вакансий) в течение пяти дней со дня их образования с указанием условий труда и размера его оплаты. При этом нанимателям запрещается указывать дискриминационные условия в сведениях об имеющихся свободных рабочих местах (вакансиях);
    • информировать органы по труду, занятости и социальной защите о заполнении свободных рабочих мест (вакансий), о наличии которых в соответствии с законодательством они были уведомлены, в день заполнения.
    Все это нужно для того, чтобы обеспечить занятость граждан нашей страны
    На практике далеко не все наниматели исполняют обязанности по информированию органы по труду, занятости и социальной защите о наличии вакансии и (или) ее заполнении, о предстоящем высвобождении работников. Чаще всего так происходит из-за банального незнания законодательства. Но это, как известно, не освобождает от ответственности.

    Порядок уведомления органов по труду, занятости и социальной защите
    1. Когда необходимо подавать сведения о наличии свободных рабочих мест (вакансий).
    Существующие в организации должности (профессии) работников устанавливаются в штатном расписании. Наличие в нем свободных (не замещенных работником, состоящим в трудовых отношениях с нанимателем на основании заключенного трудового договора по данной должности (профессии)) штатных единиц означает наличие у нанимателя открытой вакансии.
    Такая ситуация также имеет место:
    • Когда наниматель вводит новые штатные единицы. В этом случае срок для подачи сведений о вакансиях — 5 дней со дня утверждения новой редакции штатного расписания.
    • Когда увольняется работник и должность не сокращается. В этой ситуации срок для подачи уведомления — 5 дней со дня увольнения работника.
    На практике имеют место случаи, когда штатные единицы на основании приказов распределены между работниками в виде доплат за совмещение, расширение зоны обслуживания и т.д. Совмещение устанавливается у одного и того же нанимателя, у которого работник работает по трудовому договору без заключения нового трудового договора по совмещаемой профессии (должности). Работа выполняется на основании ранее заключенного трудового договора. Таким образом, наниматель обязан письменно уведомлять органы по труду, занятости и социальной защите о наличии свободных рабочих мест (вакансий), если за эти вакансии производится доплата за совмещение профессий (должностей), расширение зоны обслуживания (увеличение объема выполняемых работ).
    2. Когда наниматель не обязан представлять сведения о наличии свободных рабочих мест (вакансий). В случае, если основной работник находится в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, занимаемая им штатная единица не является вакансией.
    Также не является вакансией штатная единица, на которую принят работник на основании трудового договора о работе по внешнему или внутреннему совместительству. Вместе с тем, следует учитывать, что продолжительность рабочего времени, устанавливаемого нанимателем для работающих по совместительству, не может превышать половины нормальной продолжительности рабочего времени, за исключением случаев определенных законодательством о труде. Следовательно, при замещении вакантной должности (профессии) по совместительству, работник принимается только на 0,5 штатной единицы, а оставшиеся доли штатной единицы могут оставаться вакантными, о наличии которых наниматель обязан письменно уведомить органы по труду, занятости и социальной защите.
    3. Как правильно заполнить и подать сведения о вакансиях. Указанные сведения можно предоставить, заполнив электронную форму на портале государственной службы занятости Республики Беларусь (www.gsz.gov.by), используя электронную цифровую подпись, либо на бумажном носителе непосредственно в орган по труду, занятости и социальной защите. Форма уведомления о вакансиях установлена в приложении 6 к постановлению Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30 ноября 2006 г. № 149.
    При предоставлении сведений о вакансиях необходимо учитывать:
    • Сведения направляются в орган по труду, занятости и социальной защите по месту предполагаемой работы. Например, если организация зарегистрирована в Гродно, но свободная вакансия имеется в обособленном подразделении организации в г. Щучин, то сведения подаются по месту нахождения рабочего места, а именно в управление по труду, занятости и социальной защите Щучинского райисполкома.
    • Сведения о вакансии не должны содержать дискриминационные условия: например, указание на то, что требуется работник определенного: пола, расы, национального или социального происхождения, языка, религиозных или политических убеждений, участия или неучастия в профсоюзах или иных общественных объединениях, имущественного или служебного положения, возраста, места жительства, недостатков физического или психического характера (не препятствующих исполнению соответствующих трудовых обязанностей) и иных обстоятельств, не связанных с деловыми качествами и не обусловленных спецификой трудовой функции работника.

    Органы по труду, занятости и социальной защите в рамках своей компетенции осуществляют меры профилактического и предупредительного характера в виде проведения мониторингов соблюдения законодательства о занятости, мероприятий технического (технологического, поверочного) характера, а также направляют нанимателям чек-листы
    1)Указом Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» утверждено Положение о порядке проведения мониторинга (далее — Положение).
    Согласно Положению мониторинг — это форма контроля (надзора), заключающегося в наблюдении, анализе, оценке, установлении причинно-следственных связей, применяемая контролирующими (надзорными) органами в целях оперативной оценки фактического состояния объектов и условий деятельности субъекта мониторинга на предмет соответствия требованиям законодательства, выявления и предотвращения причин и условий, способствующих совершению нарушений, без использования полномочий, предоставленных контролирующим (надзорным) органам и их должностным лицам для проведения проверок.
    По результатам мониторинга должностным лицом контролирующего (надзорного) органа оформляется аналитическая (информационная) записка. В случае неустранения субъектом выявленных в ходе мониторинга нарушений (недостатков) контролирующим (надзорным) органом может быть назначена внеплановая проверка.
    В случае не устранения выявленных нарушений (неисполнения предписания), а также в случае выявления повторных нарушений к нанимателю применяются санкции в соответствии с нормами статьи 10.11 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП).
    2) В соответствии с пунктом 2 Положения о порядке проведения проверок (далее – Положение о проверках), утвержденного Указом № 510 контрольный список вопросов (чек-лист) (далее — чек-лист) является исчерпывающим перечнем требований, которые могут быть предъявлены проверяемому субъекту в соответствии с законодательством, подлежащих проверке соответствующим контролирующим (надзорным) органом.
    Согласно Положению о проверках чек-лист может использоваться контролирующим (надзорным) органом при планировании проверок.
    Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь рекомендовано в целях повышения уровня самоконтроля направлять чек-лист субъектам, которые регулярно представляют сведения о наличии свободных рабочих мест (вакансий), участвуют в ярмарках вакансий, в семинарах, принимают на работу безработных в счет установленной брони, создают рабочие места для трудоустройства граждан, особо нуждающихся в социальной защите и не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда и т.д.) либо в службе занятости имеются статистические сведения, что у субъекта нет движения кадров, или задание по созданию новых рабочих мест не устанавливалось и т.п.
    В сопроводительном письме к чек-листу указывается причина направления (для планирования мониторинга) и период за который необходимо субъекту провести анализ соблюдения субъектом законодательства о занятости населения
    3) Постановлением Министерства труда и социальной защиты от 05.07.2019 г. № 33 «О порядке проведения оценки полноты сведений о наличии свободных рабочих мест (вакансий)» установлен порядок оценки сведений о вакансии.
    Решение о проведении оценки сведений о вакансии принимается, если у органа по труду, занятости и социальной защите есть основания полагать, что наниматель предоставил сведения о вакансиях не в полном объеме.
    Факт того, что наниматель предоставил сведения о вакансиях не в полном объеме, подтверждается размещением нанимателями в СМИ, интернете, рекламных объявлениях, местах общественного пользования сведений о поиске работников на вакансии, о которых не информировались органы по труду, занятости и социальной защите.
    Если по результатам оценки установлено нарушение, то в отношении организации выносится предписание. В нем указываются нарушение, действия по их устранению и срок, в течение которого они должны быть выполнены. Не позднее 3 дней со дня истечения срока наниматель должен уведомить органы по труду, занятости и социальной защите о том, что нарушения устранены. Если этого не сделать — будет составлен протокол по ст. 10.11 КоАП.

    Ответственность в случае нарушения законодательства
    За нарушение законодательства о занятости населения предусмотрена административная ответственность согласно ст. 10.11 и ч. 1 ст. 10.12 КоАП
    Статья 10.11. Нарушение законодательства о занятости населения
    1. Невыполнение нанимателем обязанности по созданию рабочих мест (в том числе специализированных рабочих мест для лиц с ограниченной трудоспособностью) для трудоустройства граждан, особо нуждающихся в социальной защите и не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда, а также родителей, которые обязаны возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, в случаях, когда обязательность создания таких мест предусмотрена законодательством, –
    влечет наложение штрафа в размере от пяти до пятидесяти базовых величин, а на юридическое лицо – до ста базовых величин.
    2. Невыполнение нанимателем обязанности по созданию рабочих мест для трудоустройства работников, получивших инвалидность в результате увечья или профессионального заболевания либо иного повреждения здоровья, связанных с выполнением ими трудовых обязанностей у этого нанимателя, –
    влечет наложение штрафа в размере от пяти до пятидесяти базовых величин, а на юридическое лицо – до ста базовых величин.
    3. Неуведомление органов по труду, занятости и социальной защите, несвоевременное или не в полном объеме уведомление этих органов уполномоченным должностным лицом нанимателя о предстоящем высвобождении работников в связи с ликвидацией юридического лица, прекращением деятельности индивидуального предпринимателя или сокращением численности (штата) работников либо о наличии свободных рабочих мест (вакансий) –
    влекут наложение штрафа в размере от пяти до пятнадцати базовых величин.

    Статья 10.12. Нарушение законодательства о труде
    1. Необоснованный отказ должностного лица нанимателя в приеме на работу гражданина, направленного органами по труду, занятости и социальной защите в счет брони, выпускника государственного учреждения профессионально-технического, среднего специального или высшего образования, направленного на работу в соответствии с заявкой этого нанимателя или договором о взаимодействии, заключенным между учреждением образования и этим нанимателем, а равно отказ должностного лица нанимателя в приеме на работу иного лица, заключение трудового договора с которым является обязательным, –
    влекут наложение штрафа в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин.

    Действия нанимателя являются административным правонарушением, в случае если:
    • Не представлены (несвоевременно) представлены сведения о высвобождении работников (сведения должны быть направлены в орган по труду, занятости и социальной защите не позднее 3 месяцев (в случае массового высвобождения) или не позднее 2 месяцев (в случае высвобождения 1 и более работников)
    • Уполномоченным должностным лицом нанимателя необоснованно отказано в приеме на работу гражданину, направленному в счет брони
    • Несвоевременно представлены сведения о наличии вакансии (например, на 7 день со дня образования вакансии, дата образования вакансии – это дата включения должности (профессии) в штатное расписание или следующий после увольнения работника день)
    • Сведения о вакансии не представлены
    • Сведения о вакансиях представлены, но не в полном объеме (не весь перечень вакансий)

    Важно знать. Факт принятия нового сотрудника на вакантную должность, о которой не уведомлялись органы по труду, занятости и социальной защите, не устраняет нарушение.

     

     

     

     

    ВЫДАЧА БЛАНКОВ ТРУДОВЫХ КНИЖЕК И ВКЛАДЫШЕЙ К НИМ



    ВНИМАНИЕ!


    ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА, РАСПОЛОЖЕННЫЕ НА ТЕРРИТОРИИ ГРОДНЕНСКОГО РАЙОНА
    по вопросу выдачи бланков трудовых книжек и вкладышей к ним обращаются в
    Гродненский районный исполнительный комитет: г.Гродно, ул.Горького, 51 (http://grodnorik.gov.by)

    Управление по труду, занятости и социальной защите Гродненского гродского исполнительного комитета
    осуществляет выдачу бланков трудовых книжек и вкладышей к ним
    ТОЛЬКО ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦАМ, РАСПОЛОЖЕННЫМ НА ТЕРРИТОРИИ Г.ГРОДНО!

    В соответствии с п.84 Инструкции о порядке ведения трудовых книжек работников, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защите Республики Беларусь от 16.06.2014г. № 40. управление осуществляет приобретение и выдачу бланков трудовых книжек и вкладышей к ним находящимся на территории г. Гродно организациям, не имеющим подчиненности или не входящим в состав (систему) государственных органов и иных государственных организаций.

     

    ДОКУМЕНТЫ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ БЛАНКА ТРУДОВОЙ КНИЖКИ (ВКЛАДЫША):

    1. Письмо на  имя начальника управления по труду, занятости и социальной защите Гродненского горисполкома Чекель Л.А. согласно образца;
    2. Копия свидетельства о регистрации юридического лица;
    3. Доверенность на получение материальных ценностей установленного образца либо печать организации и копию приказа (решения учредителей) о назначении на должность (для руководителя организации);
    4. Паспорт лица, получающего товарно-материальные ценности;
    5. Копия платежного поручения (оплату производить заранее).
    Выписка товарной накладной производится только при наличии всех указанных документов.

    Выдача бланков трудовых книжек и вкладышей к ним осуществляется ежедневно в рабочие дни с 14.00 до 16.30 по адресу г.Гродно, ул. Дзержинского,3, кабинет 104.

    Оплаченные бланки трудовых книжек и вкладышей к ним должны быть получены в течение 30-ти календарных дней с момента поступления денежных средств на расчетный счет управления.

     

    РЕКВИЗИТЫ ДЛЯ ОПЛАТЫ:


    Оплата за трудовые книжки или вкладыши в трудовые книжки производится только с расчетного счета организации на расчетный счет управления по труду, занятости и социальной защите Гродненского горисполкома.

    Получатель платежа: Управление по труду, занятости и социальной защите Гродненского горисполкома
    УНП: 500039748
    Расчетный счет (IBAN) BY37 AKBB 3642 5020 0414 5400 0000
    Банк Гродненское областное управление ОАО "АСБ Беларусбанк"
    БИК (BIC) АКВВВY2X
    Кодификатор назначения платежа 12601
    Стоимость бланка трудовой книжки (1 шт.) 3,95 руб.    
    Стоимость вкладыша в трудовую книжку (1 шт.) 2,83 руб.    
    Назначение платежа За бланк трудовой книжки (вкладыша)

    Примечание! Получение 10 (десяти) и более бланков «Трудовая книжка», «Вкладыш в трудовую книжку» должно быть предварительно согласовано с начальником управления;

    Трудовые книжки выдаются ТОЛЬКО ПО ФАКТУ ПОСТУПЛЕНИЯ денежных средств на счет управления,

    по рабочим дням с 14 до 16.30 часов

    Телефон для справок: 62-59-70

    в начало страницы


Образец заявления на трудовую книжку