Экономика - Торговля, общественное питание, бытовое обслуживание - Защита прав потребителя

 

Нормативные правовые акты

Организации, осуществляющие исследование качества товаров по вопросам защиты прав потребителей

Памятка потребителю при покупке продовольственных товаров

Памятка потребителю при покупке товаров легкой промышленности

Информация для потребителей

Обмен и возврат товара

Памятка потребителю

Часто задаваемые вопросы

Наиболее острые вопросы

 

По вопросу соблюдений правил торговли и бытового обслуживания населения обращаться по  тел. 62-69-13.

 

Общественные объединения, осуществляющие защиту прав потребителей в г.Гродно и Гродненской области

 

Информация о работе Гродненского горисполкома в сфере защиты прав потребителей в 2022 году

 
Для обеспечения полноты сведений, восполнения пробелов в информировании населения, на сайте Гродненского городского исполнительного комитета (далее – горисполком) своевременно размещается необходимая и достоверная информация об изменении действующего законодательства в сфере торговли, общественного питания и оказания бытовых услуг населению.

С целью доведения информации до широкой общественности, в разделе «Защита прав потребителей» размещены рубрики: «нормативные правовые акты», «органы, осуществляющие исследование качества товаров по вопросам защиты прав потребителей», «памятка потребителю при покупке продовольственных товаров», «памятка потребителю при покупке товаров легкой промышленности», «как избежать обмана при покупке товаров в соцсетях», «информация для потребителей», «памятка потребителю», «образец бланка претензии», «образец искового заявления», «часто задаваемые вопросы», также указан номер телефона по которому необходимо обращаться по вопросам соблюдения правил торговли и бытового обслуживания.

Начальником управления торговли и услуг горисполкома по утвержденному графику проводится личный прием граждан: каждый четверг с 8.00-15.00, обед – с 13.00 до 14.00.

Также, еженедельно специалистом управления торговли и услуг горисполкома по утвержденному графику: каждый четверг с 8.00-13.00 проводится прямая линия по вопросам защиты прав потребителей в сфере розничной торговли, общественного питания и бытовых услуг.

Обращения граждан по защите прав потребителей, поступают как посредством личной подачи заявлений, так и через электронную почту горисполкома и управления.

Так, за январь - декабрь 2022 года, в горисполкоме рассмотрено 76 обращений в сфере защиты прав потребителей, по результатам рассмотрения обращений потребителям возвращено материального ущерба в досудебном порядке на сумму 8036,4 рубля, за нарушения норм действующего законодательства составлен 1 протокол об административной ответственности, вынесено 6 постановлений об освобождении от административной ответственности с вынесением предупреждения за нарушение прав потребителей, составлено и подано 1 исковое заявление в суд по вопросам защиты прав потребителей на сумму 3520,2 рубля.

Среди проблемных вопросов следует отметить низкий уровень знаний потребителями своих прав, формальное отношение при заключение договоров, что обосновывает необходимость осуществления комплекса консультативных, правозащитных, информационно - просветительных и предупредительных мероприятий.

В горисполком систематически поступают, в том числе устные обращения граждан из различных регионов Республики Беларусь по вопросу осуществления продажи пылесосов, постельного белья, посуды и прочей продукции непосредственно на презентациях с нарушением норм действующего законодательства. Как правило, презентации проводятся по всей территории Республики Беларусь, единожды и на разных арендуемых площадях. После приобретения товара покупатель вынужден обращаться с целью возврата товара по юридическому адресу продавца, что в последующем влечет за собой дополнительные затраты.

Вниманию потребителя: Приглашение на данного рода презентации, обычно происходит по мобильному или домашнему телефону. Это реклама, распространение которой без согласия потребителя запрещено законом. Поэтому рекомендуется сказать об этом абоненту, не выслушивая заманчивых предложений. Если нет интереса к рекламируемой презентации и товарам, реализуемым на ней, следует прекратить разговор, предупредив, что не даете согласия на ее получение. Если все-таки попали на презентацию, на ней должна быть предоставлена полная и достоверная информация о продавце, производителе и самом товаре, а также о поставщике, а при приобретении технически сложного товара должна быть также информация о сервисном центре, марке и модели изделия. Во время проведения мероприятия нужно обращать внимание именно на эти сведения. Товары, реализуемые на таких презентациях, можно купить в других местах значительно дешевле. При рекламировании товара людей вводят в заблуждение, делая акцент на мнимые преимущества: изготовление из высокопрочных материалов, производство на специальной линии, присутствие медицинского назначения и т.д. При заключении договора на покупку товара следует обратить особое внимание на сопоставление ежемесячной выплаты со своими доходами, чтобы понять насколько по силам такая покупка.

Законом Республики Беларусь «О защите прав потребителей» от 09.01.2002 г. № 90-З (далее – Закон) установлено что, потребитель вправе предъявить требования о расторжении договора в двух случаях:
- в случае реализации ему товара ненадлежащего качества (ст.20 Закона);
- в течение 14 дней с момента передачи ему товара надлежащего качества, в месте приобретения или иных местах, объявленных продавцом, за исключением товаров, не подлежащих обмену и возврату (ст. 28 Закона).

Требование потребителя об обмене либо возврате товара подлежит удовлетворению, если товар не был в употреблении, сохранены его потребительские свойства и имеются доказательства приобретения его у данного продавца.

В отношении технически сложного товара или дорогостоящего товара потребитель вправе предъявить требования о замене недоброкачественного товара товаром надлежащего качества либо расторжении договора купли-продажи и возврате уплаченной за товар денежной суммы, в течение тридцати дней со дня передачи товара продавцом потребителю. По истечении указанного срока такие требования могут быть предъявлены потребителем в случае обнаружения в товаре существенного недостатка или нарушения сроков безвозмездного устранения недостатков товара (14 дней).

Чтобы оградить себя от недобросовестных продавцов в сети Интернет каждый потребитель должен знать следующее:
1. При осуществлении дистанционной торговли с использованием сети Интернет через интернет-магазин на главной странице сайта интернет-магазина размещается следующая информация:
- полное наименование и место нахождения юридического лица либо фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется) и место жительства индивидуального предпринимателя, а также информация о государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя;
- номера контактных телефонов, адрес электронной почты продавца, а также лица, уполномоченного продавцом рассматривать обращения покупателей о нарушении их прав, предусмотренных законодательством о защите прав потребителей;
- номера контактных телефонов работников местных исполнительных и распорядительных органов по месту государственной регистрации продавца, уполномоченных рассматривать обращения покупателей в соответствии с законодательством об обращениях граждан и юридических лиц;
- режим работы;
- способы оплаты товаров и их доставки;
- дата включения сведений об интернет-магазине в Торговый реестр Республики Беларусь.

Образцы платежных документов, формируемых с использованием кассового оборудования, подтверждающих прием продавцом от покупателя наличных денежных средств, размещаются на сайте интернет-магазина.

2. При приобретении товара через интернет - магазин в обязательном порядке все без исключения продавцы должны выдавать кассовый чек.

3. При доставке товара, приобретенного в интернет-магазине потребитель должен сопоставить информацию, полученную на сайте, с информацией в документах на приобретенный товар (технический паспорт, гарантийные талоны), в которых в обязательном порядке должна быть отметка о продавце (наименование, контактный телефон, подпись продавца). Такие отметки, как имя и номер мобильного телефона на указанных документах не допускаются, т.к. при выявлении недостатков зачастую трудно потом установить продавца. Покупатель удостоверяет прием товара подписью в сопроводительных документах продавца.

4. При приобретении товаров в интернет-магазине за покупателем сохраняются все права, гарантированные Законом Республики Беларусь «О защите прав потребителей».