Защита прав потребителей - Наиболее острые вопросы

 

Вопрос 1. В случае расчета покупателем за товары (услуги) банковской платежной карточкой, в каком порядке производится возврат денежных средств, если покупатель вернул товар?

Ответ 1. Расчеты с покупателем, возвратившим товар, производятся в том же порядке, что и осуществлялась оплата товара, если иное не установлено соглашением сторон (п. 30 Правил № 703, ч. 2 п. 4 ст. 28 Закона «О защите прав потребителей» от 09.01.2002 № 90-З).

Вопрос 2. В случае отсутствия у потребителя чека на товар, вправе ли он обратиться к продавцу по вопросу обмена либо возврата товара?

Ответ 2. Чаще всего факт приобретения товара подтверждается чеком. При отсутствии чека вместо него можно предъявить продавцу:
- квитанцию к приходному кассовому ордеру;
- квитанцию к отрывному талону;
- надлежащим образом оформленный технический паспорт;
- инструкцию по эксплуатации;
- руководство пользователя;
- иной документ, содержащий сведения о продавце, наименовании, стоимости, дате приобретения товара, оформленный в порядке, утвержденном Минторгом.

Отсутствие у покупателя документа, подтверждающего факт приобретения товара, не является основанием для отказа в удовлетворении его требований (ч. 1 п. 10 ст. 20 Закона «О защите прав потребителей» от 09.01.2002 № 90-З). Следовательно, если у вас нет ни одного из вышеперечисленных документов, то подтвердить факт приобретения товара можно с помощью (ч. 2 п. 10 ст. 20 Закона «О защите прав потребителей» от 09.01.2002 № 90-З):
- свидетельских показаний;
- элементов потребительской тары (упаковки), на которых имеются отметки, подтверждающие, что приобретение товара осуществлялось у данного продавца;
- документов и других средств доказывания, указывающих на приобретение товара у данного продавца.

Вопрос 3. В течение каких сроков должны быть удовлетворены требования потребителя о возврате денег за некачественный товар?

Ответ 3. Требование потребителя о расторжении договора розничной купли-продажи и (или) возврате уплаченной за товар ненадлежащего качества денежной суммы подлежит незамедлительному удовлетворению (если это невозможно - максимальный срок для удовлетворения требований не может превышать 7 дней со дня предъявления соответствующего требования, а при необходимости проведения экспертизы - 14 дней) (п. 1 ст. 25 Закона «О защите прав потребителей» от 09.01.2002 № 90-З). Данный срок начнет исчисляться с момента получения продавцом от потребителя товара ненадлежащего качества (так как только в этом случае становится возможным проведение проверки качества или экспертизы).

Вопрос 4. Если в торговом объекте на ценнике до сведения потребителя доведена информация о цене товар – 2 рубля, а на кассе потребителю сообщили, что товар стоит 2 рубля 70 копеек, по какой цене потребителю должен быть реализован товар?

Ответ 4. Продавец обязан продать покупателю товары, продукцию общественного питания по цене, указанной на ценнике (в меню) на эти товары, продукцию общественного питания, за исключением случаев продажи товаров, продукции общественного питания по более низкой цене (п. 20 Правил № 703).

Вопрос 5. Если товар приобретался с использованием подарочного сертификата и общая стоимость приобретаемого товара ниже номинальной цены сертификата, продавец должен выдать сдачу?

Ответ 5. При приобретении потребителем товаров по подарочному сертификату на сумму денежных средств меньшую, чем номинальная цена подарочного сертификата, потребитель вправе приобрести на оставшуюся сумму товары или доплатить и приобрести более дорогостоящий товар. Продавец должен обеспечить потребителю возможность приобрести товары (работы, услуги) на всю сумму, в том числе и на остаток средств, указанный в подарочном сертификате.

Порядок выдачи сдачи потребителю по подарочному сертификату не определен (п. 6 Положения о порядке и условиях реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) по подарочному сертификату или иному подобному документу»).

Вопрос 6. Может ли быть установлена различная цена на товар в зависимости от формы оплаты (наличной или безналичной)?

Ответ 6. Продавцу (исполнителю) запрещено устанавливать в отношении одного вида товаров (работ, услуг) различные цены (тарифы) в зависимости от формы оплаты товаров (работ, услуг). При этом продавцом (исполнителем) могут устанавливаться скидки, иные формы стимулирования реализации товаров (работ, услуг), а также расчетов в безналичной форме (п. 4 ст. 9-1 Закона «О защите прав потребителей» от 09.01.2002 № 90-З).

Версия для печати