Новости

2 декабря 2016
Первый в Беларуси медиакластер уже более полугода действует на Гродненщине

На рынке медиа

Главная цель, которая стоит перед кластером, – формирование конкурентоспособного информационного пространства Гродненщины. А это – своевременная и интересная подача материала, дизайн газет, сайтов, язык статей, жанровое разнообразие, изучение читательской аудитории, способы привлечения читателей, рекламодателей и многое другое. Для этого объединились непосредственно СМИ и университет, который по праву является главной кузницей кадров для региональных медиа.

Стоит сказать, что редакции и университет сотрудничают постоянно, однако инновационный проект придал этим отношениям новый импульс, еще теснее сплотил образование, науку и практику. Перед ними стоит целый спектр задач, решение которых поможет вывести на совершенно новый уровень журналистику области. В их числе, к примеру, разработка и внедрение в работу СМИ информационно-коммуникативных инноваций, обеспечение подготовки, переподготовки и повышения квалификации сотрудников организаций кластера. Также предусмотрено выполнение научно-исследовательских работ, направленных на решение актуальных и перспективных проблем, стоящих перед региональными СМИ.

«Задачник» от редакций

С момента создания кластера работа, как говорится, закипела. Впервые в опыте белорусской журналистики был сформирован так называемый «Задачник от редакций». В него вошли почти четыре десятка задач, которые посчитали актуальными для себя СМИ региона. Касаются они тематического и жанрового разнообразия газет, исследования аудитории, языка и стиля изданий, дизайна. К примеру, одна из редакций задалась вопросом, как увеличить долю молодых читателей и развить обратную связь. Многие издания, внешний вид которых оставался практически неизменным на протяжении многих лет, готовы меняться и открыты для современных дизайнерских решений, которые могли бы подсказать студенты и преподаватели кафедры журналистики ГрГУ имени Янки Купалы. Причем не только для печатной версии газеты, но и сайта издания. Насущным оказался вопрос разработки маркетинговой стратегии, проведения подписных кампаний.

На основе этих задач были сформированы творческие коллективы из преподавателей кафедры журналистики, сотрудников редакций и студентов. Промежуточные итоги их работы будут подведены до конца этого года, а окончательные – в июне будущего. Однако уже сейчас можно говорить о том, что за полгода результаты более чем двух десятков исследований внедрены в практику.

Мониторинг ведется совместно с главным управлением идеологической работы, культуры и по делам молодежи. По результатам исследований готовятся текущие справки, анализируются, рассылаются по редакциям, обсуждаются на семинарах и круглых столах. К примеру, уже прошли семинары, посвященные модернизации сайтов газет, типичным языковым и речевым ошибкам, фотожурналистике и дизайну.

Отдельным блоком одной из таких встреч стал актуальный вопрос информационного обмена районных и областных газет, исполкомов, пресс-служб области. Работа в этом направлении позволяет оперативно и всесторонне освещать важные события жизни региона и деятельность органов государственной власти.

Погружение в профессию

Большая работа в рамках кластера проводится по подготовке будущих журналистов. В частности, более широко привлекаются в качестве преподавателей опытные сотрудники редакций. В нынешнем учебном году занятия у студентов ведут 14 лучших журналистов области, в том числе собкоры республиканских СМИ. Также они участвуют в разработке учебного плана и учебных программ, принимают экзамены в составе государственной экзаменационной комиссии.

Одним из достижений кластера можно считать открытие в редакции газеты «Гродзенская праўда» филиала кафедры журналистики. Проводимые здесь занятия – яркий пример практико-ориентированного обучения. Студенты могут «изнутри» увидеть жизнь редакции и работу журналистов: они получают задания, посещают мероприятия, берут интервью, готовят публикации для газеты – выполняют основную работу журналиста. По сути, то, что раньше было заданием во время учебно-производственной практики, сейчас стало непрерывным в течение всего года. Можно с уверенностью сказать, что выпускникам университета, которые прошли такую школу, будет легче адаптироваться на работе в редакции. И редакциям намного проще работать с молодыми специалистами, которые не только знают теорию, но и имеют богатый практический опыт.

В целом у журналистов появилась хорошая возможность непрерывно повышать свой профессиональный уровень. Сейчас в магистратуре по специальности «Журналистика» обучаются два человека: сотрудники телеканала «Наш город» и Мостовской районной газеты «Зара над Нёманам». Всего же дипломы магистров получили восемь человек, это в первую очередь сотрудники районных газет.

А завтра…

– Сегодня эффективная работа СМИ невозможна без четкого понимания информационных интересов и потребностей аудитории, без умения создавать ценностно важный и полезный контент именно для этой аудитории. Поэтому, запланировано проведение исследования читательской аудитории гродненских СМИ «Анализ медиапредпочтений, медиаповедения и информационных интересов аудитории». Это даст нам возможность лучше понимать читателей и эффективнее с ними взаимодействовать, – рассказала заместитель руководителя медиакластера, заведующая кафедрой журналистики ГрГУ имени Янки Купалы Тамара Пивоварчик. – С другой стороны, мы понимаем, что в век информации, его вызовов каждому человеку, особенно молодому, необходимо знание правил поведения в ежеминутно расширяющемся медиапространстве. И поэтому вместе с редакциями и учреждениями образования готовим к реализации новый проект под названием «МедиаГид» – по развитию медиаграмотности населения. Этот проект охватит разные категории гродненцев – от дошколят до взрослого населения.

В ближайших планах – развитие конкурсного движения, в том числе профессионального мастерства. Например, пройдет областной конкурс инновационных проектов студентов и молодых специалистов в сфере медиакоммуникаций. Также запланирован региональный конкурс газет учреждений среднего, профессионально-технического и среднего специального образования.

НАША СПРАВКА

♦ Соглашение о создании медийного кластера было подписано 2 марта 2016 года. Утвердил документ заместитель председателя облисполкома Виктор Лискович.

♦ Руководитель медиакластера Гродненщины – начальник главного управления идеологической работы, культуры и по делам молодежи облисполкома Александр Версоцкий. Его заместители – главный редактор «Гродзенскай праўды», председатель областной организации БСЖ Павел Сухоруков и заведующая кафедрой журналистики ГрГУ имени Янки Купалы Тамара Пивоварчик.

АВТОРИТЕТНОЕ МНЕНИЕ

Виктор Лискович, заместитель председателя облисполкома:

– Областная и районные газеты в процессе информирования населения имеют свои особые место и роль. У региональной печатной прессы высокие тиражи и уровень доверия читателя. Поэтому газета должна соответствовать современным требованиям как по форме, так и по содержанию.

Создание кластера является своевременным ответом на необходимость постоянного повышения качества информационного продукта. В его рамках проводятся обучающие семинары, творческие конкурсы, мастер-классы, анализ публикаций, работа по наращиванию качественного присутствия региональных газет в глобальной сети.

Важнейшим моментом работы кластера является совершенствование системы информационного обмена между редакциями газет, который позволяет существенно увеличить скорость доступа к информации, дает возможность в кратчайшие сроки обеспечить жителей Гродненщины всей полнотой информации о происходящих в области событиях.

Нашему кластеру меньше года, но позитивные результаты его деятельности уже налицо. Приятно, что наша совместная работа получила высокую оценку со стороны как коллег из других регионов Беларуси, так и со стороны руководства Министерства информации.

Но довольствоваться нынешним успехом – значит остановиться в движении. Поэтому кластеру необходимо постоянно развиваться, искать новые формы работы, активно привлекать высокопрофессиональных экспертов. Уверен, все поставленные цели будут достигнуты.

Андрей Король, ректор ГрГУ имени Янки Купалы:

– Очевидно, что в современных условиях невозможно получить образование раз и навсегда. Образование – это процесс не просто наращивания знаний, формирования компетентностей, но и самоизменения человека. Специалисту любой сферы необходимо постоянно совершенствоваться. А для нас как университета важно подготовить кадры, которые бы соответствовали требованиям заказчика. Поэтому сотрудничество выгодно и необходимо всем участникам кластера, в рамках которого мы объединили мощный потенциал теоретиков и практиков.

Благодаря постоянным научно-практическим семинарам, проводимым в рамках кластера, растет профессиональное мастерство как работников редакций, так и преподавателей университета. Преподаватели кафедры журналистики ведут мониторинг деятельности редакций по ряду направлений, выявляют точки роста, вместе с редакциями и главным управлением идеологической работы, культуры и по делам молодежи облисполкома определяют механизмы развития СМИ. Разработана программа действий по совершенствованию сайтов редакций, стали шире применяться технологии современной веб-журналистики, что сразу отразилось на таких конкретных показателях их эффективности, как посещаемость, индекс цитирования, видимость и место в поисковых системах и т.д.

Не менее важную роль играет кластер в подготовке будущих журналистов. Благодаря тесному взаимодействию университета с региональными СМИ студенты уже с первого курса приобретают опыт профессиональной деятельности, погружаются в творческую атмосферу редакций, получают возможность стать частью профессионального сообщества журналистов. Студентов включают в качестве стажеров в творческие группы журналистов, доверяют им разработку собственных проектов.

Кроме того, многие темы дипломных и курсовых работ студентов-журналистов, направления научных исследований ученых кафедры разрабатываются совместно с редакциями, по их заказу. В то же время взаимодействие в рамках кластера позволяет эффективно решать вопросы распределения и трудоустройства выпускников. Сегодня выпускники нашего университета работают практически в каждой редакции Гродненской области.

"Гродненская правда"