МЕСТА ПАМЯТИ, КОТОРЫЕ ДОЛЖЕН ПОСЕТИТЬ КАЖДЫЙ
БРАТСКАЯ МОГИЛА СОВЕТСКИХ ГРАЖДАН, ЗАМУЧЕННЫХ И РАССТРЕЛЯННЫХ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ В ЛАГЕРЕ СМЕРТИ ДЛЯ ВОЕННОПЛЕННЫХ ШТАЛАГ 324
(учетный номер воинского захоронения 2460)

Шталаг 324 называют «фабрикой смерти». Лагерь для советских военнопленных Шталаг 324 в документах нацистов назывался Шталаг 324 «Лососно/Гродно» или «Лососно/Гартен»: от наименования ближайшей железнодорожной станции Лососно, куда доставляли военнопленных. В различных послевоенных документальных источниках и мемуарах назывался также лагерь военнопленных «Колбасино» (по названию ближайшего к Шталагу населенного пункта; лагерь военнопленных «Фолюш» или «Фолюш-6» (по наименованию военного городка или его полевой почты).
К 22 июня 1941 г. на территории будущего Шталага в военном городке Фолюш размещались подразделения 56-й стрелковой дивизии, 57-й танковый полк 29-й танковой дивизии Западного Особого военного округа.
Строительство Шталага 324 было начато нацистами в июле 1941 г., окончено – в ноябре 1941 г. На строительстве в принудительном порядке трудились около 2 000 военнопленных и 3 000 гражданских лиц из окрестных населенных пунктов.
Площадь лагеря составляла 50 кв. га и была обнесена колючей проволокой в два ряда, между которыми находились караульные собаки. По периметру, на расстоянии 100 м. друг от друга, располагались вышки с тремя вооруженными пулеметами часовыми на каждой. Военнопленные находились в 96 землянках 6 м. х 25 м. каждая с двойными нарами.
Отношение нацистов к советским военнопленным было крайне жестоким, официально сориентированным на их массовое уничтожение. Заключенные были лишены медицинского обслуживания, элементарных бытовых и гигиенических условий. В холодное время года заключенные не обеспечивались теплой одеждой, а жилые помещения не отапливались. Кормили военнопленных отходами продуктов питания. Питание не было рассчитано на поддержание жизни, люди страдали крайним истощением, был дефицит питьевой воды. К этому надо добавить непосильную работу, которой загружались военнопленные, а также издевательства и истязания со стороны лагерной охраны.
Контингент заключенных в лагере не был стабильным: содержавшиеся систематически умирали от голода, холода и истязаний, отсутствия надлежащего уровня медицинской помощи и медикаментов, эпидемий тифа, дизентерии и других заболеваний. Смертность в Шталаге была очень высокой. Немногие военнопленные пережили первую военную зиму, чего и добивалась администрация лагерей и их руководство. На место погибших прибывали новые эшелоны военнопленных и мирных граждан.
По свидетельству очевидцев, из Шталага повозками по 60 и более в день вывозились трупы и захоранивались за территорией лагеря на расстоянии 200 м.
Отдельные группы узников по узкоколейной железной дороге или в закрытых грузовых машинах вывозили на территорию форта № 2, построенному в годы Первой мировой войны вблизи деревни Наумовичи, где их расстреливали.
До ноября 1941 г. на территории Шталага 324 располагались также два других лагеря для военнопленных: Дулаг 125 – транзитный лагерь для военнопленных, Шталаг 353, военнопленные которого позже были переданы в состав Шталага 324.
Филиал Шталага 324 располагался в бывших казармах на
ул. Красноармейской. Лазарет для военнопленных Шталага 324 разместили в бывших военных казармах по ул. Мостовой, 37. Погибшие военнопленные в филиале Шталага и лазарета вывозились для захоронения на территорию воинского кладбища по ул. Белуша.
Лагерь для военнопленных просуществовал до осени 1942 г. С ноября 1942 г. на территории Шталага содержалось гражданское еврейское население, здесь был создан транзитный или пересыльный лагерь «Колбасино».
Установлено, что погибли свыше 18 000 человек и 18 000 были вывезены в нацистское рабство.
Нацисты при отступлении пытались скрыть свои жуткие преступления: на Фолюше и в других местах ровняли надгробные холмы, маскировали массовые захоронения, сжигали останки.
Подсчеты велись сразу после окончания войны: были созданы специальные комиссии. Первые свидетельства о деятельности Шталага 324 были задокументированы в августе 1944 г. Гродненской районной комиссией по расследованию и установлению злодеяний немецко-фашистских захватчиков. Свидетели утверждали, что сначала, когда была меньшая смертность, умерших хоронили по 1, 5, 10 человек в одну могилу, а когда стали умирать от голода по 200-300 человек в день, хоронить стали в общих могилах размерами 33 м. х 6 м., глубиной 2 м. Следственная комиссия выявила следы 68 таких могил. Однако, в другом документе, акте от 15 марта 1945 г., подписанном секретарем Гродненской городской комиссии, утверждалось, что каждая могила имела 50-100 м. в длину и ширину от 2 м. до 6 м.
Поисковые работы активизировались после 2007 г.: во время строительных работ по прокладке коммуникаций были найдены останки советских воинов, погибших военнопленных Шталага 324. Строительные работы были остановлены. К раскопкам приступили специалисты поискового подразделения 52-го отдельного специализированного поискового батальона, которые обнаружили останки советских воинов и мирных граждан, медальоны, жетоны и фрагменты обмундирования военнослужащих. Раскопки на месте Шталага продолжались и в дальнейшем.
Учитывая наличие на территории бывшего Шталага массовых захоронений, связанных с важнейшим событием национальной истории Беларуси – Великой Отечественной войной и геноцидом белорусского народа со стороны немецко-фашистских оккупантов в годы войны, территории бывшего Шталага 324 решением Гродненского областного исполнительного комитета от 7 июня 2023 г. № 288 был присвоен статус историко-мемориального места погребения.



Версия для печати