Труд, занятость и социальная защита

  

Информация для нанимателей...

 


Рынок труда г. Гродно
В январе-сентябре 2019 года в управлении по труду, занятости и социальной защите Гродненского горисполкома (далее – управление) зарегистрировано 3800 безработных, всего по вопросам трудоустройства на постоянную и временную работу обратилось 5883 человека.
В структуре зарегистрированных безработных наибольший удельный вес занимают граждане, уволенные с последнего места работы по собственному желанию, соглашению сторон, окончанию выполнения работ по гражданско-правовым договорам, длительно неработающие граждане; 20,3% - это граждане, особо нуждающиеся в социальной защите (инвалиды, впервые ищущая работу молодежь в возрасте до 21 года, родители в многодетных и неполных семьях, а также воспитывающие детей-инвалидов, граждане, освобожденные из мест лишения свободы, граждане предпенсионного возраста, другие).
На 1 октября 2019 г. на учете в службе занятости города состояло 652 безработных, уровень регистрируемой безработицы составил 0,4% к численности экономически активного населения.
В структуре безработных г. Гродно 62% составляют мужчины.

Структура безработных по возрасту:
28% составляет молодежь в возрасте 16-30 лет,
25% - 31-39 лет,
25% - 40-49 лет,
22% - старше 50 лет.

Структура безработных по образованию.
16% безработных имеют высшее образование,
13% - среднее специальное,
40% - профессионально-техническое,
31% - общее среднее или базовое образование.

Социально-демографический портрет безработного г. Гродно:
- мужчина,
- возраст 39 лет,
- имеющий рабочую специальность, опыт трудовой деятельности,
- уволенный с последнего места работы по соглашению сторон, либо длительно не работающий,
- желающий трудоустроиться на постоянную работу по рабочей профессии,
- с продолжительностью безработицы (в среднем с момента регистрации в службе занятости) до 2 месяцев.


Спрос на рабочую силу
По состоянию на 1 октября 2019 года в службе занятости города имелись сведения о наличии в организациях города 3662 вакансий, в том числе 2370 (65%) – для рабочих.
На рынке труда города ощущается дефицит квалифицированных рабочих кадров. Высоко востребованы водители, повара, продавцы, швеи, слесари по ремонту и обслуживанию оборудования, квалифицированные рабочие строительного профиля, медицинский персонал для учреждений здравоохранения, инженеры, бухгалтеры.
На 1 октября 2019 года на 1 безработного, условно, без учета профессионально-квалификационного соответствия приходилось 5,6 вакансий.

Содействие занятости населения
В январе-сентябре 2019 года при содействии службы занятости города Гродно:
4595 человек трудоустроено на постоянную или временную работу, в том числе 2806 безработных – на постоянную работу;
1416 учащихся трудоустроены в свободное от учебы время;
53 безработных трудоустроены в рамках специализированных программ с компенсацией (полной либо частичной) затрат нанимателей на оплату труда принятых работников из средств государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь;
60 безработным предоставлена финансовая поддержка в виде субсидии для организации предпринимательской, ремесленной деятельности;
1336 человек приняли участие в оплачиваемых общественных работах, организуемых в организациях города, СПК Гродненского района;
134 человека направлены на профессиональное обучение по востребованным на рынке труда г. Гродно профессиям.


 

ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА 

 

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 10 мая 2011 года № 181 «О некоторых мерах по совер­шенствованию государственного регулирования в области оплаты труда» коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям предоставлено право самостоятельно принимать решения о применении Единой тарифной сетки ра­ботников Республики Беларусь при определении условий оплаты труда работников (Рекомендации по оплате труда).

О РАЗМЕРЕ УДЕРЖАНИЯ С НАНИМАТЕЛЕЙ СРЕДСТВ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СВОЕВРЕМЕННОЙ ВЫПЛАТЫ

ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ В 2019 ГОДУ
 

О размере удержания с нанимателей средств для обеспечения своевременной выплаты заработной платы.

   В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 27 ноября 1995 г. № 483 «Об обеспечении своевременной выплаты заработной платы» с нанимателей, имеющих задолженность по выплате заработной платы, в бесспорном порядке удерживаются суммы, соответствующие 1,5 размера бюджета прожиточного минимума для трудоспособного населения, скорректированного в период между утверждениями его размеров на индекс потребительских цен на каждого работника с учетом коэффициентов повышения тарифных ставок рабочих по технологическим видам работ, производствам и отраслям экономики исходя из списочной численности работников, и размеру оплаты отпусков, выплаты обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование на эти суммы в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь, выходных пособий, алиментов, пособий по государственному социальному страхованию, а также подоходный налог, исчисленный из сумм, удерживаемых в бесспорном порядке и подлежащих налогообложению.

    Бюджет прожиточного минимума для трудоспособного населения, скорректированный на индекс потребительских цен за b. 2019 г., составляет 257 руб. 05 коп. Соответственно, 1,5 размера БПМ для трудоспособного населения, скорректированного на ИПЦ - 386 руб. 60 коп.     

ТАРИФНАЯ СТАВКА ПЕРВОГО РАЗРЯДА

Дата установления
Размер тарифной
ставки первого
разряда, руб.
Нормативный акт, установивший
размер тарифной ставки
первого разряда 
c 01.01.2016
295 000
Постановление Совета Министров РБ
20.02.2016 № 146
c 01.04.2016

298 000

Постановление Совета Министров РБ
06.04.2016 № 289
c 01.07.2016
29,80
(29 руб. 80 коп.)
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 06.04.2016 № 289
с 01.01.2017

31.00

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30.12.2016 № 1115
с 01.09.2017

33.00

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 24.08.2017 № 642
c 01.03.2018

34.00

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 01.03.2018 № 172
c 01.10.2018

35,50

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31.08.2018 № 632
c 01.05.2019

36,40

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 01.04.2019 № 214
c 01.09.2019

41

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 01.04.2019 № 214

РАЗМЕР МИНИМАЛЬНОЙ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ В 2019 ГОДУ

Месяц

Размер месячной минимальной заработной платы, руб.

Примечание

Январь

330,00

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 5 декабря 2018 г. № 870 «Об установлении размера месячной минимальной заработной платы»

Февраль

330,00 

-

Март

330,00

-

Апрель

330,00

-

Май

330,00

-

Июнь

330,00

-

Июль

330,00

-

 

Минимальная заработная плата является обязательной для нанимателей в качестве низшей границы оплаты труда работников. Иными словами, существует государственный минимальный социальный стандарт в области оплаты труда за работу в нормальных условиях в течение нормальной продолжительности рабочего времени при выполнении обязанностей работника, вытекающих из законодательства, локальных нормативных правовых актов и трудового договора (ст.59 Трудового кодекса Республики Беларусь).

Размер месячной минимальной заработной платы устанавливается Советом Министров Республики Беларусь ежегодно с 1 января.

Коллективным договором (соглашением) может быть установлен иной размер месячной минимальной заработной платы, но не ниже размера месячной минимальной заработной платы, установленного в соответствии с Законом Республики Беларусь от 17.07.2002 № 124-З (далее - Закон № 124-З).

В соответствии с частью пятой ст.4 Закона № 124-З месячная минимальная заработная плата в течение года подлежит индексации в порядке, предусмотренном для индексации доходов, полученных из бюджетных источников, в соответствии с законодательством об индексации доходов населения с учетом инфляции (см. Комментарий о порядке индексации доходов населения).

Размер часовой минимальной заработной платы определяется нанимателем путем деления размера месячной минимальной заработной платы на соотношение расчетной нормы рабочего времени календарного года, установленной для соответствующих категорий работников нанимателем в соответствии с законодательством о труде, и количества месяцев календарного года, а также изменяется нанимателем при изменении размера месячной минимальной заработной платы, в том числе в связи с индексацией месячной минимальной заработной платы.

Работнику, у которого размер начисленной заработной платы оказался ниже размера минимальной заработной платы (месячной и часовой), установленного и применяемого в соответствии с Законом № 124-З, наниматель обязан произвести доплату до размера минимальной заработной платы (месячной и часовой). При определении доплаты до размера минимальной заработной платы (месячной и часовой) в размере начисленной заработной платы работника не учитываются выплаты компенсирующего характера и выплаты, не связанные с выполнением работником обязанностей, вытекающих из законодательства, локальных нормативных правовых актов и трудового договора, перечень которых утвержден постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 21.07.2014 № 68.

 

РАЗЪЯСНЕНИЯ по вопросам совершенствования оплаты труда работников бюджетных организаций

Заработная плата работников коммерческих организаций в вопросах и ответах

Вниманию нанимателям!

В ходе проведения обследований, изучения документов по обращениям граждан управлением по труду, занятости и социальной защите Гродненского горисполкома выявлены факты несоблюдения социального стандарта в области оплаты труда в отдельных организациях города Гродно.
Обращаем внимание, что при расчете доплаты до минимальной заработной платы работникам (вахтерам, сторожам), работающим в режиме суммированного учета рабочего времени, должны учитываться все отработанные часы, а не только в пределах нормы по производственному календарю. В данном случае, а также, если работником не отработана  норма рабочего времени, рекомендуем применять часовую минимальную заработную плату.
Согласно ст. 5 Закона Республики Беларусь от 17.07.2002 № 124-З «Об установлении и порядке повышения размера минимальной заработной платы» размер часовой минимальной заработной платы определяется путем деления размера месячной минимальной заработной платы на соотношение расчетной нормы рабочего времени календарного года, установленной для соответствующих категорий работников нанимателем в соответствии с законодательством о труде, и количества месяцев календарного года.
Часовая минимальная заработная плата изменяется нанимателем при изменении размера месячной минимальной заработной платы, в том числе в связи с индексацией месячной минимальной заработной платы.
Так, при 5 дневной 40 часовой рабочей неделе часовая минимальная заработная плата составляет 1,82 руб. (305,00 рублей : 168 часов), где 168 часов – среднемесячная расчетная норма рабочего времени на 2018 год (2016 часов : 12 месяцев). При 6 дневной 40 часовой рабочей неделе часовая минимальная заработная плата – 1,81 руб. (305,00 : 168,5 часов).
Для примера: организация (аппарат) работает в режиме 5 дневной 40 часовой рабочей недели. Вахтером отработано в марте 2018 года 180 часов (150 часов) при норме рабочего времени 167 часов. За отработанные 180 часов его заработная плата (с учетом премии, надбавки за стаж) должна быть не менее 327,60 руб. (1,82 х 180 час.), за 150 часов – 273,00 руб. (1,82 х 150 час.).
         Сверх заработной платы за отработанное время работнику производится доплата за работу в сверхурочное время (если учетный период месяц - за 13 час.), ночное время, работу в праздничный день, во вредных условиях труда (по результатам аттестации рабочих мест), за увеличенный объем работ, совмещение профессий и т.д.
         Перечень выплат компенсирующего характера, а также выплаты, несвязанные с выполнением работником обязанностей, вытекающих из законодательства и трудового договора, которые не учитываются при определении доплаты до уровня минимальной заработной платы, утверждены постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 21.07.2014г. № 68. 
         По возникающим вопросам в части доплаты до уровня минимальной заработной платы можно обращаться в управление по труду, занятости и социальной защите горисполкома по тел. 74-09-61.

 

Постановление №300 Совета Министров Республики Беларусь "О мерах по совершенствованию оплаты труда работников бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций"

Руководителям организаций г.Гродно - о приведении контрактов в соответствии с постановлением №848 (О применении норм постановления Совета Министров Республики Беларусь от 13 октября 2015 г. № 848)  

 

Соглашение между Гродненским городским исполнительным комитетом, Гродненским городским филиалом областного союза нанимателей и Гродненским городским объединением организаций профсоюзов на 2019 – 2021 годы

 


ИНФОРМАЦИОННЫЕ СТАТЬИ Гродненского областного управления Департамента государственной инспекции труда

 Отпуска работникам, усыновившим (удочерившим) детей либо назначенным из опекунами
 Временный перевод работник в случае простоя
 Предоставление социальных отпусков
 Сроки применения дисциплинарных взысканий

 Работа накануне праздника

 Особенности заключения и расторжения контрактов
 Неполное рабочее время
 Гарантии и компенсации в связи с переездом на работу в другую местность
 Дополнительные выплаты
 Удержания из заработной платы работника.

 Печать нанимателя в трудовых книжках.

 Рабочее время и время отдыха в сельском хозяйстве.

 Категории работников, которым устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени.

 Увольнение по соглашению сторон.

 Кому предоставляются трудовые отпуска в летнее или другое удобное время.

 Трудовые отпуска. Порядок предоставления и использования.

 

 

 

СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА

 

Государственная адресная помощь (Указ Президента Республики Беларусь от 19 января 2012 г. № 41 «О государственной адресной социальной помощи» )


 

Правовая информация, подготовленная Гродненский областным управлением Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (наиболее часто допускаемых нарушениях законодательства о труде и об охране труда, а также о применении норм трудового законодательства):

 

О своевременности выплаты заработной платы

Об увольнении по соглашению сторон

О договорах подряда

О приеме на работу

Об отпуске

О минимальной заработной плате

О прогуле

О труде женщин

 
 

 

ВНИМАНИЮ ВОДИТЕЛЕЙ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ!

Решение проблем физически ослабленных лиц является приоритетным направлением социальной политики в Республике Беларусь.
В г. Гродно ежегодно по результатом проведенного анализа, в том числе с участием общественных объединений инвалидов проводится работа по созданию безбарьерной среды в жилом фонде, учреждениях здравоохранения, торговли, образования, общественных зданиях и др.
На сегодняшний день актуальной остается проблема парковки в зонах действия знаков, запрещающих парковку всем транспортным средствам, кроме тех, которые перевозят инвалидов.
В очередной раз управлением по труду, занятости и социальной защите Гродненского городского исполнительного комитета и общественными объединениями инвалидов при поддержке межрайонного отдела ГАИ УВД Гродненского областного исполнительного комитета проведен рейд, посвященный вышеуказанной проблеме. В ходе проведенной работы выявлено систематическое нарушение водителями транспортных средств правил парковки. Эвакуировано на штрафстоянку 3 транспортных средства, не обозначенных знаками «Инвалид», оштрафовано 3 водителя, вынесено 1 предупреждение.
В очередной раз хотим обратить внимание водителей к проблеме людей с ограниченными возможностями. Физически ослабленные лица зачастую не могут вести полноценный образ жизни из-за существующих в обществе социальных и физических барьеров, препятствующих их полноправному участию в общественной жизни.
Максимальное устранение или уменьшение неудобств, с которыми сталкивается указанная категория граждан на улице – задача, решение которой способствует реализации принципа интеграции их в общество. Помните! Заняв парковочное место для инвалида, Вы в разы осложняете их жизнь!

Акция «За безопасность вместе» направлена на повышение уровня безопасности населения и снижение количества пожаров, происходящих по причине несоблюдения правил пожарной безопасности в жилых зданиях и сооружениях.

В ходе акции акцент будет сделан на обследование противопожарного состояния домовладений одиноких и одиноко проживающих пожилых граждан, инвалидов, семей, в которых дети находятся в социально опасном положении, и других групп повышенного социального риска.

Пройдут мероприятия, направленные на оказание помощи ветеранам Великой Отечественной войны, одиноким пожилым гражданам и инвалидам в оборудовании домовладений (квартир) автономными пожарными извещателями, проведении работ по ремонту печей, электропроводки, наведению порядка на территории домовладений.

В рамках акции будет организовано обучение работников служб жилищно-коммунального хозяйства, работников, оказывающих социальную и медицинскую помощь на дому пожилым одиноким и одиноко проживающим гражданам, инвалидам, семьям, воспитывающим детей, основам безопасности жизнедеятельности, мерам по предупреждению пожаров и других чрезвычайных ситуаций, действиям при их возникновении.

С целью формирования у граждан культуры безопасности и получения знаний о причинах чрезвычайных ситуаций запланированы рейды, выступления в СМИ, демонстрации рекламных роликов и фильмов противопожарной тематики.

Акция проводится Министерством по чрезвычайным ситуациям совместно с Министерством внутренних дел, Министерством труда и социальной защиты, Министерством образования, Министерством информации, Министерством жилищно-коммунального хозяйства, Министерством здравоохранения и Министерством энергетики, местными исполнительными и распорядительными органами.Акция «За безопасность вместе» направлена на повышение уровня безопасности населения и снижение количества пожаров, происходящих по причине несоблюдения правил пожарной безопасности в жилых зданиях и сооружениях.

В ходе акции акцент будет сделан на обследование противопожарного состояния домовладений одиноких и одиноко проживающих пожилых граждан, инвалидов, семей, в которых дети находятся в социально опасном положении, и других групп повышенного социального риска.

Пройдут мероприятия, направленные на оказание помощи ветеранам Великой Отечественной войны, одиноким пожилым гражданам и инвалидам в оборудовании домовладений (квартир) автономными пожарными извещателями, проведении работ по ремонту печей, электропроводки, наведению порядка на территории домовладений.

В рамках акции будет организовано обучение работников служб жилищно-коммунального хозяйства, работников, оказывающих социальную и медицинскую помощь на дому пожилым одиноким и одиноко проживающим гражданам, инвалидам, семьям, воспитывающим детей, основам безопасности жизнедеятельности, мерам по предупреждению пожаров и других чрезвычайных ситуаций, действиям при их возникновении.

С целью формирования у граждан культуры безопасности и получения знаний о причинах чрезвычайных ситуаций запланированы рейды, выступления в СМИ, демонстрации рекламных роликов и фильмов противопожарной тематики.

Акция проводится Министерством по чрезвычайным ситуациям совместно с Министерством внутренних дел, Министерством труда и социальной защиты, Министерством образования, Министерством информации, Министерством жилищно-коммунального хозяйства, Министерством здравоохранения и Министерством энергетики, местными исполнительными и распорядительными органами.Акция «За безопасность вместе» направлена на повышение уровня безопасности населения и снижение количества пожаров, происходящих по причине несоблюдения правил пожарной безопасности в жилых зданиях и сооружениях.

В ходе акции акцент будет сделан на обследование противопожарного состояния домовладений одиноких и одиноко проживающих пожилых граждан, инвалидов, семей, в которых дети находятся в социально опасном положении, и других групп повышенного социального риска.

Пройдут мероприятия, направленные на оказание помощи ветеранам Великой Отечественной войны, одиноким пожилым гражданам и инвалидам в оборудовании домовладений (квартир) автономными пожарными извещателями, проведении работ по ремонту печей, электропроводки, наведению порядка на территории домовладений.

В рамках акции будет организовано обучение работников служб жилищно-коммунального хозяйства, работников, оказывающих социальную и медицинскую помощь на дому пожилым одиноким и одиноко проживающим гражданам, инвалидам, семьям, воспитывающим детей, основам безопасности жизнедеятельности, мерам по предупреждению пожаров и других чрезвычайных ситуаций, действиям при их возникновении.

С целью формирования у граждан культуры безопасности и получения знаний о причинах чрезвычайных ситуаций запланированы рейды, выступления в СМИ, демонстрации рекламных роликов и фильмов противопожарной тематики.

Акция проводится Министерством по чрезвычайным ситуациям совместно с Министерством внутренних дел, Министерством труда и социальной защиты, Министерством образования, Министерством информации, Министерством жилищно-коммунального хозяйства, Министерством здравоохранения и Министерством энергетики, местными исполнительными и распорядительными органами.

Версия для печати