Охрана историко-культурного наследия

Кодекс Республики Беларусь о культуре

УКАЗ ПРЭЗІДЭНТА РЭСПУБЛІКІ БЕЛАРУСЬ 18 кастрычніка 2007 г. № 527 «АБ НЕКАТОРЫХ ПЫТАННЯХ АХОВЫ ГІСТОРЫКА-КУЛЬТУРНАЙ СПАДЧЫНЫ»

Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях

Особенности проведения работ на зданиях и сооружениях, являющихся историко-культурными ценностями

Список материальных историко-культурных ценностей г. Гродно

Рекомендации по организации и размещению передвижных средств развозной и разносной торговли, нестационарных объектов общественного питания, летних площадок (продолжение зала), прилегающих к зданиям и сооружениям, в помещениях которых располагается объект общественного питания

 

Памятка о требованиях законодательства
по охране историко-культурного наследия Республики Беларусь

 

Требования законодательства, изложенные в Памятке, обязательны к выполнению всеми юридическими, физическими лицами и индивидуальными предпринимателями – собственниками (арендаторами) зданий и сооружений, являющихся историко-культурными ценностями, их составных частей (квартир, изолированных помещений и т.д.)

Историко-культурные ценности – это материальные объекты и нематериальные проявления творчества человека, которые имеют отличительные духовные, художественные и (или) документальные достоинства и которым придан статус историко-культурной ценности.


К материальным историко-культурным ценностям Республики Беларусь по г.Гродно относятся памятники археологии, памятники искусства, памятники истории, памятники архитектуры, памятники градостроительства (здания и сооружения), включенные в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь, перечень которых утвержден постановлениями Совета Министров Республики Беларусь от 14 мая 2007г. № 578; от 03 сентября 2008г. № 1288; от 21.09.2010г. № 1351; от 16.03.2012 №236.

Охранное обязательство
С собственником (пользователем) каждой историко-культурной ценности, а также ее составных частей (квартир, изолированных помещений и т.д.) заключается охранное обязательство. В охранном обязательстве отражаются основные требования законодательства по обеспечению сохранения объекта историко-культурного наследия, а также индивидуальные условия его содержания и использования, иные ограничения деятельности владельцев (пользователей). Охранное обязательство составляется по форме, утвержденной Министерством культуры Республики Беларусь, входит в пакет документов при оформлении завещаний, договоров купли-продажи, дарения, приватизации и других сделках с недвижимостью.

Охранное обязательство подписывается собственником (пользователем) в течение 1 месяца с момента наступления права собственности. Невыполнение данного условия влечет за собой признание сделки с недвижимостью недействительной.

Охранные обязательства оформляются в отделе идеологической работы, культуры и по делам молодежи Гродненского горисполкома (г. Гродно, пл.Ленина, 2/1, каб. 52, тел.72-04-21) в трех экземплярах и направляются для подписания и регистрации в Министерство культуры Республики Беларусь.

Учетные документы. Зоны охраны. Охранная доска.
На каждый объект историко-культурного наследия за счет средств собственника разрабатывается паспорт, проект зон охраны и устанавливается охранная доска утвержденного образца.

Порядок проведения работ
Решение администраций районов г.Гродно о переводе жилых помещений в нежилые, а также заключенные договора аренды помещений не являются основанием для начала выполнения строительных работ на объекте.

Работы на объектах историко-культурного наследия (ремонт фасадов, замена оконных и дверных блоков, заполнений балконов и лоджий, входных групп, устройство новых и закладка существующих оконных и дверных проемов, перепланировка и переоборудование помещений для новых функций, установка наружной рекламы и др.), в т.ч. разработка проектно-сметной документации, могут выполняться только при наличии у заказчика работ разрешения Министерства культуры Республики Беларусь (г.Минск, пр-кт Победителей, 11, тел. 8017 306 25 01, 8017 200 11 36, 8017 327 27 69).

Наряду с разрешением Министерства культуры Республики Беларусь для выполнения указанных выше работ необходимо обратиться в Гродненский городской исполнительный комитет за разрешением на производство проектных и строительных работ. 


Ответственность за нарушение законодательства
Не соблюдение перечисленных выше требований действующего законодательства об охране историко-культурного наследия влечет за собой привлечение к ответственности (глава 19 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, а также статьи 230, 344-347 Уголовного кодекса Республики Беларусь).

 

Осуществление отчислений в фонд Президента Республики Беларусь по поддержке культуры и искусства

Пунктом 7 Положения о порядке осуществления отчислений за предпринимательскую деятельность, которая оказывает непосредственное воздействие на историко-культурную ценность или зоны охраны историко-культурной ценности, выплаты компенсаций за вред, который причиняется историко-культурной ценности либо зонам охраны недвижимых материальных историко-культурных ценностей (далее – Положение о порядке осуществления отчислений), утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 18 октября 2007 г. № 527 «Аб некаторых пытаннях аховы гісторыка-культурнай спадчыны», определено, что юридические и (или) физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, делают отчисления в фонд Президента Республики Беларусь по поддержке культуры и искусства в случаях, когда они осуществляют предпринимательскую деятельность, которая оказывает непосредственное воздействие на историко-культурную ценность или зоны охраны, путем создания дополнительных транспортных нагрузок, привнесения функций не характерных для этой историко-культурной ценности, создания дополнительных объемно-пространственных сооружений, не свойственных и не характерных для данной историко-культурной ценности.

Письмом Министерства культуры Республики Беларусь от 13.02.2017 г. № 11-06/621 разъяснено, что к основным критериям, оказывающим непосредственное воздействие на историко-культурную ценность или зоны охраны материальной недвижимой историко-культурной ценности, следует относить:
- использование историко-культурной ценности или ее части под функцию, которая не соответствует первоначальной;
- переустройство внутренних помещений под нужды производственной либо иной предпринимательской деятельности с созданием конструкций (крыльца, козырьки, маркизы, пристройки), сооружений (дополнительные площадки для стоянки автомобилей);
- наличие на историко-культурных ценностях инженерного оборудования (кондиционеры, воздуховоды, спутниковые антенны и т.д.), встроенных банкоматов;
- размещение в непосредственной близости и на территории историко-культурных ценностей летних сезонных кафе;
- несоответствие условиям содержания историко-культурной ценности и (или) ее окружающей среды, регламенты которых установлены проектом зон охраны историко-культурной ценности;
- ухудшение условий восприятия отличительных особенностей историко-культурной ценности при выполнении требований пожарной безопасности, охраны окружающей среды, санитарных и иных требований.

В пункте 5 Положения о порядке осуществления отчислений для юридических, физических лиц и индивидуальных предпринимателей Республики Беларусь обозначена 5-ти процентная выплата от ежегодной прибыли, полученной от деятельности, которая оказывает непосредственное воздействие на историко-культурную ценность или зоны охраны, которая вносится не позднее 10 февраля года, который наступает за отчетным периодом (по итогом прошедшего года).

Версия для печати