Рекламная деятельность

 

О сроке заключения договора на размещение средства наружной рекламы и сроке осуществления административной процедуры

 

1. О сроке заключения договора на размещение средства наружной рекламы (далее – договор) и основаниях отказа местного исполнительного и распорядительного органа (далее – исполком) от исполнения договора.

В соответствии с частями второй и пятой пункта 12 Положения о порядке выдачи, продления действия, переоформления и прекращения действия разрешения на размещение средства наружной рекламы, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 7 июля 2021 г. № 395 (далее – Положение № 395):
- договор на размещение средства наружной рекламы (далее – договор) заключается на срок действия разрешения на размещение средства наружной рекламы (далее – разрешение);
- вместо многостороннего договора на размещение средства наружной рекламы могут заключаться двусторонние договоры – между местным исполнительным и распорядительным органом (далее – исполком) и рекламораспространителем и между собственником имущества (уполномоченным лицом) (далее – собственник) и рекламораспространителем.

Соответственно, договор заключается на срок действия разрешения, как в случае заключения многостороннего договора (между исполкомом, собственником и рекламораспространителем), так и в случае заключения двух двусторонних договоров (между исполкомом и рекламораспространителем и между собственником и рекламораспространителем).

Согласно части первой пункта 3 статьи 391 и пункту 1 статьи 392 Гражданского кодекса Республики Беларусь:
- условия договора определяются по усмотрению сторон в порядке и пределах, предусмотренных законодательством;
- договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законодательством.

В этой связи иные сроки действия договора по усмотрению собственника установлены быть не могут.

Если при заключении многостороннего договора между сторонами не достигнуто согласие по сроку его действия (имеются возражения собственника относительно срока заключения договора), такой договор считается незаключенным.

Согласно подпункту 17.10 пункта 17 Положения № 395 незаключение договора является основанием для отказа в выдаче разрешения.

При этом обращаем внимание, что в случае заключения двух двусторонних договоров Положением № 395 не предусматривается обязанность по представлению в исполком копии договора, заключенного между собственником и рекламораспространителем. Если в исполком до момента принятия административного решения о выдаче разрешения или отказе в такой выдаче поступит информация о незаключении такого договора (например, собственник письменного проинформирует исполком об этом), в этом случае исполком вправе на основании подпункта 17.10 пункта 17 Положения № 395 отказать в выдаче разрешения. В противном случае исполком принимает административное решение о выдаче разрешения без истребования копии такого договора.

Справочно:
В установленных законодательством случаях стороны вправе отказаться от исполнения заключенного договора.

В силу части шестой пункта 12 Положения № 395 исполком вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения ранее заключенного договора, проинформировав об этом рекламораспространителя в течение трех рабочих дней со дня принятия такого решения, в случаях:
- неисполнения или ненадлежащего исполнения рекламораспространителем условий договора;
- принятия исполкомом административного решения об отказе в выдаче или продлении действия разрешения.

В соответствии с частью седьмой пункта 12 Положения № 395 в случае одностороннего отказа исполкома от исполнения договора такой договор считается расторгнутым.


2. О сроке осуществления административной процедуры по выдаче разрешения при планировании подключения средства наружной рекламы к источнику наружного освещения (может ли в таком случае срок осуществления административной процедуры составлять 30 рабочих дней).

Согласно пункту 14 Положения № 395 исполком в течение 15 рабочих дней со дня регистрации заявления, а в случае, если требуются разработка проекта привязки средства наружной рекламы к участку местности (далее – проект привязки) и (или) подключение к инженерным коммуникациям, – 30 рабочих дней со дня регистрации заявления принимает административное решение о выдаче или об отказе в выдаче разрешения.

Исходя из сути приведенной нормы, срок осуществления административной процедуры по выдаче разрешения может быть увеличен с 15 до 30 рабочих дней при необходимости совершения в ходе осуществления административной процедуры действий, объективно требующих затрат времени на их исполнение, без которых административная процедура не может быть завершена выдачей разрешения (например, в силу абзаца второго части второй пункта 8 и пункта 9 Положения № 395 в случае, если размещение средства наружной рекламы требует разрытия грунта или выполнения иных земляных работ, в ходе административной процедуры должны быть осуществлены разработка и согласование проекта привязки).

Действия, связанные с подключением средства наружной рекламы к источнику наружного освещения, не являются частью административной процедуры по выдаче разрешения в соответствии с Положением № 395. В этой связи совершение этих действий не относится к предусмотренным Положением № 395 действиям по подключению к инженерным коммуникациям, в связи с необходимостью совершения которых срок осуществления административной процедуры по выдаче разрешения увеличивается с 15 до 30 рабочих дней.

Выдача разрешения на размещение средства наружной рекламы, которое впоследствии подлежит подключению к источнику наружного освещения, осуществляется в течение 15 рабочих дней.

Версия для печати